Автотехническая экспертиза при ДТП, судебная независимая экспертиза, срок проведения, сроки оценки ущерба, вопросы автотехнической экспертизы

Содержание

Сколько по времени длится автотехническая экспертиза. Автотехническая экспертиза при ДТП, судебная независимая экспертиза, срок проведения, сроки оценки ущерба, вопросы автотехнической экспертизы Между таймами существует двухминутный перерыв, а между половинами матча отдых продолжается 15 мин.

Автотехническая экспертиза при ДТП, судебная независимая экспертиза, срок проведения, сроки оценки ущерба, вопросы автотехнической экспертизы

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости:

  • Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства?
  • Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации, наличия дополнительного оборудования?
  • Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному средству, пострадавшему в результате ДТП?
  • Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу качества ремонта транспортных средств:

  • Имеются ли дефекты после ремонта автомобиля _____, выполненного _____ (СТО, дата ремонта и т.д.)?

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу транспортных средств в целях определения соответствия фактических повреждений т/с заявленным повреждениям и иным обстоятельствам ДТП:

  • Установить соответствие/несоответствие фактических повреждений т/с, полученных в ДТП повреждениям, указанным в _____ (справке о ДТП, акте, заключении и пр.);
  • Соответствуют ли повреждения автомобиля_____, заявленным в ДТП повреждениям?
  • Могли ли образоваться повреждения на автомобиле в результате ДТП _____ (место/дата)?

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу по исследованию дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителя:

  • Располагал ли водитель технически исправного автомобиля _____, технической возможностью избежать наезда на пешехода, приняв меры к торможению, в заданный опасный момент?
  • Какими пунктами ПДД должен был руководствоваться водитель автомобиля _____ в данной дорожной ситуации для обеспечения БДД?
  • Определить скорость движения автомобиля, исходя из представленной видеозаписи.
  • Определить механизм ДТП.
  • Исходя из зафиксированного следа торможения автомобиля, определить его скорость движения.

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу по исследованию технического состояния т/с, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления работоспособности, выявления неисправностей, а также возможности их обнаружения:

  • Соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта?
  • Имеет ли транспортное средство технические недостатки (неисправности, дефекты)? Если имеет, то какие?
  • Каковы причины возникновения недостатков?
  • Является ли выявленный недостаток производственным, конструктивным или эксплуатационным?
  • Является ли выявленный недостаток существенным или несущественным?

Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

  • Каков механизм образования имеющихся следов?
  • Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве №1 (преграде, одежде потерпевшего) частями транспортного средства №2?
  • Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?
  • Под каким углом столкнулись транспортные средства?
  • Каково взаимное расположение транспортных средств в момент ДТП?
  • Определить траекторию движения ТС до момента столкновения.

Примерные вопросы на экспертизу двигателя автомобиля и иных т/с:

  • имеются ли заявленные неисправности/недостатки в двигателе т/с в виде _____?
  • если заявленные неисправности/недостатки имеются, определить причины их возникновения: заводские или эксплуатационные?
  • определить качество ремонта двигателя т/с, выполненного _____.

Примерные вопросы на экспертизу коробки передач автомобиля и иных т/с:

  • имеются ли заявленные неисправности/недостатки в автоматической/механической коробке передач т/с в виде _____?
  • если заявленные неисправности/недостатки имеются, определить причины их возникновения: заводские или эксплуатационные?
  • определить качество ремонта коробки передач т/с, выполненного _____.

Вопрос на рецензию по автотехнической экспертизе:

  • Соответствует ли Заключение эксперта о проведении автотехнической экспертизе от _____ (дата) №_____, выполненное по гражданскому делу №_____, требованиям методик, установленных для данного вида экспертиз, и действующему законодательству, регламентирующему производство экспертиз и исследований?

Для определения наиболее точных вопросов на автотехническую экспертизу обращайтесь в Бюро судебных экспертиз по телефонам:

  • 8 495 120-13-28
  • 8 800 500-31-28
  • 8 919 109-57-67.

Важные особенности судебной автотехнической экспертизы

Назначение автоэкспертизы в суде необходимо для разрешения разногласий сторон при спорах, связанных с ДТП.

Поскольку судья не является специалистом в этой области, ему необходимо опираться на проверенные данные при вынесении решения экспертами.

Закон

Возможность проведения судебной автотехнической экспертизы предусмотрена ст. 79 ГПК РФ. Ее назначение судом происходит при возникновении необходимости специальных познаний для разрешения вопроса.

В этой же статье регламентирован порядок назначения, а также санкции на случай препятствования ее проведению.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

М ск +7 (499) 938 5119

С пб + 7 (812) 467 3091

Фед + 8 (800) 350 8363

Что это такое?

Суды прибегают к назначению автотехнической экспертизы, когда для разрешения спора требуются специальные заключения.

Исследование предоставляет полную, достоверную и объективную информацию по поставленным вопросам.

Типичная ситуация, в которой необходимо назначение независимой оценки, – споры между гражданином и СК. Это может быть несогласие с размером страховой выплаты. Либо предъявление требований к виновнику ДТП, когда размер причиненного ущерба превышает максимальную сумму выплаты.

Автоэкспертиза – это целый комплекс исследований. Для ее проведения специалист должен обладать познаниями в области ремонта и обслуживания транспорта, криминалистики, медицины.

В зависимости от цели исследования экспертизы различаются по видам:

  1. Определение обстоятельств происшествия. Данное исследование разбирает механизм ДТП, положение его участников перед столкновением, скорость передвижения авто, соблюдение водителями ПДД.
  2. Трасологическая. Определяет обстоятельства ДТП. Устанавливает место аварии, траекторию движения автомашин перед столкновением, принадлежность повреждений к конкретному ДТП.
  3. Транспортная. Заключается в целях определения размера причиненного ущерба, отношении повреждений к конкретному столкновению, стоимости работ по восстановлению автомобиля.
  4. Инженерно-психофизиологическая. Выявляет психическое состояние водителей во время ДТП. Могли ли участники правильно или неправильно оценить ситуацию, предотвратить столкновение, как авария повлияла на их дальнейшее состояние.

Вопросы, которые решает

Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.

Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.

Диагностика технического состояния автомобиля определяет повреждения, причиненные в конкретной аварии.

При этом она устанавливает недостатки автомобиля, существовавшие до ДТП.

Определяет, сколько будет стоить восстановление автомобиля до его первоначального состояния.

Трасологическое исследование предполагает определение событий аварии по следам. Эксперт устанавливает траекторию движения транспорта, его положение по отношению к остальным участникам столкновения.

Инженерно-психологическая экспертиза помогает установить виновника. Это осуществляется путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв некоторые действия.

Когда нужна экспертиза для суда?

Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.

Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:

  • споры о размере страховой выплаты;
  • споры об установлении виновника ДТП;
  • споры об определении обстоятельств аварии.

Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.

Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.

В ДТП были пострадавшие

Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.

Важно: специалист не определяет наличие умысла в действиях участников ДТП, сделать это может только суд.

Кто может ходатайствовать проведение?

Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.

Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.

Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.

Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.

По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.

Кто проводит?

Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.

Эксперт должен быть в списке, имеющих право на проведение судебных экспертиз, Министерства юстиции.

Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.

Кто оплачивает?

Обязанность по оплате автоэкспертизы возлагается на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении. В определении судья указывает оплачивающую сторону.

По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.

Стоимость зависит от следующих факторов:

  • марка автомобиля;
  • его размеры;
  • степень повреждения;
  • количество поставленных на разрешение вопросов.

Если выводить среднюю цену оценки, то она будет в районе 10000-15000 руб.

Как она проводится?

Порядок осуществления экспертизы регламентирован специальным пособием ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем прописан каждый шаг эксперта при проведении отдельного вида исследования.

Порядок проведения

После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.

Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.

Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.

Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.

Сроки

Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.

Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.

Оценка ущерба

Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.

Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.

Заключение

После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.

В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.

В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.

При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Полезное видео

Подробно о процессе:

Судебная экспертиза после ДТП — освещаем по пунктам

Судебная экспертиза автомобиля – это автотехническая экспертиза, которая назначается судом для решения спорных вопросов между сторонами ДТП и страховщиками. В ходе проведения судебной автотехнической экспертизы может выноситься широкий перечень вопросов различного характера.

Почему обращаются в суд

Такие разновидности анализа, как судебная автотехническая экспертиза ДТП и оценочная экспертиза в обязательном порядке применяются во всех страховых случаях. Изначально проведение экспертиз инициируется страховой фирмой с целью оценки ущерба, требующего возмещения. После этого заказать проведение повторной независимой экспертизы может и сам пострадавший водитель – в том случае, если он не удовлетворен результатами первой экспертизы.

Если речь идет о незастрахованных водителях, то подчас только судебное разбирательство является для пострадавшей стороны возможностью получить причитающееся ей материальное возмещение от виновника аварии.

Многоступенчатая экспертная оценка становится необходимой в сложных случаях, связанных с причинением в ходе ДТП серьезного вреда жизни и здоровью участников движения и/или их материальному имуществу.

Цена на проведение автотехнической экспертизы автомобиля

Наименование услугиЦена, в рубляхСрокиРезультат
Судебная экспертиза (исследование) обстоятельств ДТПот 20000от 7 дней, 2-3 дня срочнаяписьменное заключение

Срок проведения

Действующим российским законодательством на сегодняшний день не утверждены конкретные сроки, по истечении которых эксперты обязаны выдать заключение.

Конечно, организации или частные лица, проводящие исследования, не заинтересованы в затягивании работ. Но все же по разным причинам они могут быть проведены в срок от 3 до 5 дней или могут растянуться на месяц. Практика показывает, что чаще всего ожидание заказчика длится от 14 до 30 дней. Однако некоторые компании предлагают подготовить заключение в сжатые сроки. Конечно, делают они это за дополнительную оплату срочных услуг.

Сколько инициатору предстоит ждать результата, зависит от нескольких основных факторов. Главными из них являются:

  • загрузка специалистов;
  • сложность транспортного происшествия;
  • объем выполняемых работ;
  • выбранный заказчиком срочный или стандартный вариант подготовки отчета.

Если назначение автоэкспертизы производится судом, то конкретный срок, в течение которого необходимо подготовить заключение, указывается в соответствующем постановлении. Если исследование длилось дольше определенного судом срока, проволочка способна обернуться для эксперта неприятностями в виде наложения штрафа.

Гарантии при проведении независимый экспертизы автомобиля:

  • точность и достоверность результатов;
  • независимость и объективность;
  • сжатые сроки подготовки заключений.

Автотехническая экспертиза включает в себя несколько разнообразных исследований.
Специалист определяет техническое состояние транспортного средства, фигурирующего в гражданском или уголовном деле. Профессионалы определят обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, установят размеры ущерба, нанесенного третьими лицами и выполнят другие подобные процедуры. Основанием для экспертизы становятся постановления суда или правоохранительных структур. Также к нам могут обратиться сами граждане или представители юридических лиц.

Когда нужна судебная экспертиза при ДТП

В каких же ситуациях стоит обращаться к экспертам? Существует несколько случаев, когда без экспертного мнения не обойтись. Если причины аварии не очевидны или невозможно однозначно определить виновника случившегося, даже учитывая показания свидетелей и самих участников столкновения, заключение специалиста обычно становится решающим.

Но поскольку от сделанных выводов нередко зависит не только компенсация материального ущерба, но и судьба человека, которому грозит реальный тюремный срок, если в аварии получили травмы или погибли люди, не всегда мнение экспертов полностью удовлетворяет спорящие стороны. В подобных ситуациях закон предусматривает возможность для участника процесса, при несогласии с мнением специалистов, реализовывать право на ходатайство о назначении судебной экспертизы во второй или даже третий раз.

Экспертиза автомобиля после ДТП относится к специальному виду исследований не только транспортных средств, ставших участниками инцидента, но и разного рода объектов, имеющих прямое отношение к происшествию. Результаты этого исследования должны помочь получить ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы были обстоятельства, факторы и причины, приведшие к ДТП.
  2. Кто является виновником произошедшего.
  3. Какими являются последствия аварии с точки зрения ущерба, полученного пострадавшей стороной.
  4. Существовала ли возможность предотвратить столкновение или наезд на человека.
  5. Какими были действия автомобилистов.

В процессе проведения исследования по оценке эксперта, который является опытным специалистом и владеет обширными знаниями в определенной области науки и техники, производится:

  • определение на момент столкновения реального технического состояния получивших повреждения автомобилей;
  • расчет скоростных параметров в период движения;
  • анализ действий лиц, управлявших автомобилями;
  • выявление наличия скрытых дефектов, выведших машину из-под контроля;
  • уточнение стоимости предстоящего ремонта для каждой из сторон.

Следует учитывать, что судебная экспертиза после ДТП является комплексной процедурой, включающей проверку различных аспектов, каждый из которых мог привести к происшествию. Чтобы дать ответы на все вопросы необходимо провести исследование:

  • технического состояния машины, подразумевающее изучение ее узлов, двигателя и кузова;
  • трасологическое, позволяющее определить траекторию движения автомобиля и его положение относительно других машин и объектов;
  • инженерно-психологическое, направленное на оценку эмоционального и психологического состояния водителя во время сложившейся транспортной ситуации, помогающее понять, мог ли он предотвратить наезд или столкновение.

Кроме того, судьёй для определения размера компенсационных сумм может быть назначена судебно-медицинская экспертиза при ДТП. При нанесении вреда здоровью или гибели участников инцидента СМЭ становится обязательной.

Если водитель не доверяет экспертному мнению и хочет перепроверить результат, по его желанию судебная экспертиза по ДТП может проводиться несколько раз. Закон весьма лоялен в этом вопросе, ведь стоимость исследования инициатор оплачивает из собственного кармана.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Кто оплачивает судебную автоэкспертизу?

Ответ: Как правило, суд назначает проведение оценки при предоставлении стороной, подавшей ходатайство, гарантий оплаты услуг эксперта. Соответственно, ходатайствующая сторона производит оплату. При принятии окончательного решения по делу, в нем отражается и стоимость судебной экспертизы автомобиля. Таким образом, в конечном итоге расходы ложатся на проигравшую сторону.

Вопрос: Сколько по времени займет экспертиза?

Ответ: Сроки проведения судебной экспертизы автомобиля после ДТП зависят от многих индивидуальных факторов. В том числе имеет значение состояние транспортного средства, наличие необходимой документации и т.д. Фактически срок проведения экспертизы может составлять от 5 до 20 дней.

Вопрос: Могу ли я определить компанию для проведения судебной автоэкспертизы?

Ответ: Нет. Экспертное учреждение определяется решением суда. Однако вы можете отразить свое желание о проведении экспертизы конкретной компанией в ходатайстве. Как правило, если данная организация соответствует квалификационным требованиям, и противная сторона не выдвигает аргументированных возражений, суд удовлетворяет ходатайство.

Вопрос: Результат судебной экспертизы автомобиля соответствует моим требованиям. Будет ли решение суда по делу в мою пользу?

Ответ: Окончательное решение по делу принимает судья по своему внутреннему убеждению и на основании всего комплекса представленных доказательств. Однако доказательства, полученные по результатам судебной автотехнической экспертизы, носят приоритетный характер, и находят свое отражение в решении суда.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ от г. № 138-ФЗ
  3. Федеральный закон от г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  5. Федеральный законот N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Что такое судебная автотехническая экспертиза

На основании ст. 79 Гражданского Процессуального Кодекса РФ от г. № 138-ФЗ каждая из сторон разбирательства имеет право обращаться к суду с ходатайством о назначении судебной автоэкспертизы. При этом стороны имеют право предлагать перечень вопросов к эксперту и подавать ходатайство о судебной автотехнической экспертизе в конкретном экспертном учреждении.

Дорожно-транспортное происшествие всегда порождает конфликтную ситуацию, которая далеко не всегда разрешается в рамках страхования ОСАГО. Во многих случаях стороны не приходят к согласию относительно обстоятельств происшествия, определения виновника, размера ущерба и т.д. В подобных случаях дело решается в суде. Для получения необходимых объективных данных может назначаться судебная автотехническая экспертиза ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда

Независимая экспертиза автомобиля для суда является довольно распространенной процедурой. Ее целью является предоставление суду достоверной и объективной информации относительно ключевых обстоятельств дела. Наиболее распространенным видом независимой судебной экспертизы автомобиля является определение повреждений и фактического размера ущерба транспортного средства.

Необходимость в независимой судебной экспертизе после ДТП возникает, при проведении разбирательств между автовладельцем и страховой компанией по поводу заниженного размера страховой выплаты по ОСАГО или КАСКО. Также провести независимую оценку автомобиля для суда бывает необходимо, если максимальный размер страховой выплаты не покрывает полученного ущерба, и пострадавшая сторона обращается с иском к виновнику ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда всегда назначается по определению самого суда. При этом ходатайствовать о ее проведении могут обе стороны – и истец, и ответчик. При необходимости разрешения дополнительных вопросов возможно назначение дополнительной независимой автоэкспертизы для суда.

Из чего состоит судебная автотехническая экспертиза

Оценка автомобиля для суда выполняется в сертифицированном судебно-экспертном учреждении. Выполнять ее должны квалифицированные эксперты, которые имеют высшее профильное образование или прошли повышение квалификации по соответствующей специальности. Специалист, проводящий судебную автоэкспертизу, обязательно должен быть включен Реестр Минюста и состоять в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков.

Оценка ущерба автомобиля для суда состоит из комплекса экспертных действий. Проводится осмотр поврежденного транспортного средства техником-оценщиком. Результаты осмотра оформляются актом и находят свое отражение в отчёте о судебной экспертизе автомобиля после ДТП. Если осмотр невозможен по причине продажи, ремонта авто и т.п., то экспертиза может проводиться по имеющимся материалам, фотографиям и документам судебного дела.

Результаты судебной экспертизы автомобиля после ДТП служат доказательством при рассмотрении дела.

Кто может быть экспертом

В Российской Федерации существуют специальные государственные экспертные учреждения, специалисты которых сотрудничают с судебными инстанциями и следственными органами.

Независимые эксперты

В поисках лицензированного экспертного учреждения можно натолкнуться на множество негосударственных организаций, которые занимаются экспертным анализом транспортных средств и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий. Однако несмотря на то, что они представленные в огромных количествах, стоит помнить о том, что не все сотрудники таких компаний могут продемонстрировать высокий уровень профессионализма.

Помимо этого не каждый такой эксперт может похвастаться своей объективной оценкой случившегося.

Именно поэтому автомобилистам, желающим получить экспертную оценку, стоит внимательнее отнестись к выбору специалиста, который сможет провести исследование.

Виды исследований

В целом вся судебная экспертиза транспортного средства или пострадавших в результате ДТП может быть разделена на три вида:

Первичная экспертиза проводится после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, основанием для проведения такого исследования выступают сомнения в правильности выводов сотрудников страховой компании.

Если же заказчик недоволен выводами, сделанными экспертом, он имеет право запросить проведение повторного исследования. Проведение вторичной экспертизы должно быть осуществлено по тем же основанием, что и первичной, то есть, эксперт должен давать ответы на те же вопросы.

В том же случае, когда у страхователя или страховщика возникают дополнительные вопросы к эксперту, должна быть назначена дополнительная экспертиза.

При назначении повторной экспертизы заказчиком должны быть соблюдены следующие требования:

  1. В том случае, если исследованием занимается другой эксперт или экспертная организация, они должны быть оповещены о том, что первичное исследование уже было проведено.
  2. Перед проведением второй экспертизы также важно сообщить об этом всем заинтересованным лицам.

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Автотехническая экспертиза при ДТП, судебная независимая экспертиза, срок проведения, сроки оценки ущерба, вопросы автотехнической экспертизы

Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебной автотехнической экспертизой:

  1. Какой скорости соответствует длина следа торможения-17 м., до задних (передних) колес автомобиля ВАЗ 21011, в заданных дорожных условиях?
  2. Какова длина остановочного пути автомобиля УАЗ 469 в данной ДТС при установленной скорости движения-55км/ч.?
  3. Какова была скорость движения автомобиля ВАЗ 2121 в момент наезда, если автомобиль в заторможенном состоянии до места наезда проследовал 8 метров?
  4. Какое время потребуется водителю на полную остановку автомобиля?
  5. Отвечала ли выбранная водителем К. дистанция 15м, между движущимися в попутном направлении транспортными средствами со скоростью 50 км/ч, требованиям безопасности движения?
  6. Какова величина допустимого бокового интервала между движущимися в попутном (встречном) направлении транспортными средствами?
  7. Отвечала ли выбранная водителем Н. скорость движения автомобиля ВАЗ 2106-50 км/ч, при видимости в направлении движения 35 метров, требованиям безопасности движения?
  8. При какой скорости движения, в заданных дорожных условиях, наступит занос автомобиля ВАЗ 2108, движущегося по радиусу 50 метров?
  9. При какой скорости, в заданных дорожных условиях, наступит опрокидывание автомобиля ВАЗ 21099, если он двигался на повороте по радиусу 15 метров?
  10. Не являлось ли в данных дорожных условиях, с технической стороны, причиной заноса (опрокидывания) автомобиля ВАЗ 21083, превышение скорости, при движении его по радиусу 30 метров?
  11. Как могло повлиять на управляемость (устойчивость) транспортного средства, его резкое торможение, в заданных дорожных условиях?
  12. Технически исправен ли, представленный на экспертизу рулевой механизм и пригоден ли он к эксплуатации?
  13. Путём исследования установить, когда возникла обнаруженная неисправность, до происшествия или после и в результате чего?
  14. Могла ли повлиять техническая неисправность гидравлического (пневматического) усилителя рулевого управления на внезапный выезд автомобиля на левую сторону проезжей части?
  15. В какую сторону произойдёт занос автомобиля ГАЗ 31029 при движении его, если произошёл разрыв правой задней шины?
  16. Какова причина утечки тормозной жидкости из тормозной системы автомобиля ВАЗ 21093, через представленный на экспертизу рабочий тормозной цилиндр правого заднего колеса?
  17. Имел ли водитель возможность установить техническую неисправность до происшествия, и если да, то как он должен был действовать для предотвращения столкновения (наезда, опрокидывания, заноса и т. д.)?
  18. Имеется ли причинная связь между технической неисправностью… с данным дорожным происшествием?
  19. С учётом повреждений, имеющихся на транспортных средствах, установить каково было их взаимное положение в момент столкновения?
  20. Какими частями автомобиля могли быть нанесены повреждения, имеющиеся на представленном автомобиле ВАЗ 21053?
  21. Имел ли место переезд автомобиля через представленный на экспертизу велосипед (мопед, мотоцикл и т. д.)?
  22. Характерны ли повреждения на представленном автомобиле ГАЗ 31029, для случая столкновения его с левой задней частью автомобиля ВАЗ 1111?
  23. Как относительно ширины проезжей части располагались транспортные средства в момент столкновения?
  24. На каком расстоянии от места наезда находился автомобиль ВАЗ 1111, в момент появления потерпевшего в опасной зоне, если последний, до момента наезда, находился в поле зрения водителя 2,3 сек?
  25. Имел ли техническую возможность водитель К. избежать наезда на потерпевшего, если последний пересекал проезжую часть слева направо, по ходу движения автомобиля ЗИЛ 130, и находился в опасной зоне, в поле зрения водителя, до момента наезда 3,1 сек.?
  26. Имел ли техническую возможной водитель Н. избежать наезда на потерпевшего, если последний переходил проезжую часть справа налево, по ходу движения автомобиля ГАЗ 24, и прошел в опасной зоне, в поле зрения водителя, до места наезда расстояние 4 метра со скоростью 5,2 км/ч?
  27. Имел ли техническую возможность водитель В избежать наезда на потерпевшего, если последний выбежал из-за движущегося в левом ряду автобуса, на расстоянии 15м от автомобиля ЗИЛ-130, движущегося в правом ряду?
  28. Имел ли техническую возможность водитель Б. путем торможения или маневра избежать наезда на потерпевшего, который лежал на проезжей части, занимая 1,7 метров её ширины от правой обочины по ходу движения автомобиля, при возможном обнаружении потерпевшего с расстояния 28м?
  29. Имел ли техническую возможность водитель мотоцикла С. остановиться до момента столкновения, если встречный автомобиль выехал на полосу движения мотоцикла на расстоянии 80м?
  30. Имел ли техническую возможность водитель автомобиля ГАЗ-53, движущийся со скоростью 55 км/ч, избежать столкновения с мопедом, который выехал на полосу движения автомобиля в 12 метрах и двигался в попутном направлении со скоростью 20 км/ч?
  31. Кто из водителей имел преимущественное право на движение через данный перекресток?
  32. Имеется ли причинная связь между действиями (бездействиями) водителя по управлению транспортным средством с фактом (опрокидывания, столкновения и т.п.)?
  33. Соответствовали ли действия водителя К. в данной ситуации, с технической стороны, требованиям ПДД?

Следует отметить, что приведённый перечень вопросов, разрешаемых судебной автотехнической экспертизой, не в коей мере не охватывает всего многообразия вопросов, которые могут возникнуть у следствия (суда) в том или ином случае и которые могут быть поставлены на разрешение автотехнической экспертизы.

В процессе решения экспертом вопроса квалификации действий водителя (водителей), с технической стороны, на основе требований ПДД, могут возникнуть и другие вопросы по анализу возможностей водителя (водителей), которые, при их отсутствии в определении (постановлении), могут быть поставлены на разрешение и самим экспертом в порядке ст.25.9 КОАП, ст. 86 ГПК, ст.57, ст204 УПК.

Во многих случаях, в частности при судебном производстве, целесообразно, перед назначением экспертизы, участие в судебном заседании (разбирательстве) специалиста, который ответит суду на поставленные вопросы, не требующие проведения специальных исследований (например расчетов), а при наличии необходимости назначения экспертизы сформулирует вопросы эксперту и даст пояснения суду о необходимых исходных данных, которые потребуются эксперту при разрешении поставленных перед ним вопросов.

Специалист так же может оказывать суду, при принятии им мер по обеспечению доказательств, и техническую помощь (например, производить замеры расстояния и времени, или скорости движения транспортного средства (пешехода) в опасной зоне до момента столкновения (наезда), замеры положения транспортных средств или других объектов на проезжей части и вне её, относительно габаритов проезжей части или её элементов, замеры расстояний общей и конкретной видимости объектов, при разрешении вопросов о технической возможности предотвращения водителем ДТП имевшего место в темное время суток и др.).

Полученные в ходе замеров значения перечисленных выше параметров могут являться частью исходных данных для эксперта при решении им вопросов технической возможности предотвращения водителем происшествия и квалификации, с технической стороны, действий участников ДТП на основе требований ПДД

Независимая экспертиза: для чего и за сколько она проводится?

Иногда, чтобы доподлинно разобраться в причинах возникновения дорожно-транспортного происшествия, не достаточно опроса свидетелей.

Нередко возникает необходимость в проведении независимой экспертной оценки. Поэтому совсем логично, что многих водителей интересуют сроки проведения независимой экспертизы после ДТП, ведь чтоб получить компенсацию за причиненный ущерб нужно своевременно подать все необходимые документы в страховую контору.

При каких ситуациях необходима экспертиза после ДТП?

Основная цель проведения подобного исследования заключается в установлении виновной в дорожном прецеденте стороны. Независимая экспертиза – процесс сложный, когда ни один из участников аварии не хочет брать на себя вину за происшествие. Последующее возмещение ущерба виновной стороной и доказывание вреда пострадавшим априори предопределяет наличие спорных отношений.

Согласно статистики, в результате установления виновного лица при расследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия не всегда удается получить объективную оценку.

Авария – ситуация крайне сложная. Причем не только для самих пострадавших, но и для инспекторов, на плечи которых ложится процесс установления виновной в прецеденте стороны. Иногда для этого требуются специальные знания, коими, собственно, и обладают сотрудники экспертных служб.

Вина автовладельца, который совершил дорожное происшествие, устанавливается следователем или дознавателем. Но только экспертная оценка поможет определить и достоверно установить обстоятельства дела и подсчитать величину причиненного в результате аварии ущерба.

Независимая экспертиза при ДП является помощью сотрудникам Госавтоинспекции при определении виновного лица, установлении фактов для разрешения дела и выяснения причин, повлекших за собой аварию. Сотрудники экспертной службы либо отягощают, либо смягчают вину водителя.

Кроме этого независимая экспертиза необходима для выявления других лиц, причастных к прецеденту на дорожном полотне. Их вина не всегда очевидна (к примеру, коммунальщики или дорожная служба).

Проведение независимого оценивания после дорожно-транспортного происшествия обуславливается исследованием всех обстоятельств, которые выступают правовым фундаментом для принятия и вынесения решения судом или следственным органом. Но при этом предоставленные от экспертов данные тщательно проверяются на подлинность.

Для этого организовываются другие необходимые действия следственной группой или судом, которыми назначалась судебная независимая экспертиза.

С помощью экспертной оценки можно решить такие вопросы:

  • определение момента возникновения предпосылок ДТП – в учет берутся все обстоятельства, которые спровоцировали аварию;
  • определяются различные реальные действия автовладельцев, повлиявшие на возникновение ДТП;
  • размер причиненного в результате ДТП ущерба;
  • установление причастности одного из участников аварии к прецеденту на дорожном полотне;
  • обстоятельства возникновения аварийной ситуации;
  • обзорность и видимость на месте ДТП и могли ли эти факторы повялить на возникновение аварии;
  • рассмотрение условий возникновения опасной зоны;
  • качество дорожного покрытия и каким образом оно могло повлиять на исход события;
  • нарушались ли ПДД перед столкновением;
  • расстояние между автомобилями перед ДТП (ТС и пешехода);
  • скорость ТС во время совершения аварии – устанавливается по тормозному пути автомобилей (в учет берется его длина и временной промежуток, который потребовался для полной остановки авто);
  • устанавливаются все не зависящие от участников аварии обстоятельства, которые включают состояние дорожного покрытия и несоблюдение регламента проведения ремонтных работ на проезжей части.

По большому же счету независимая экспертиза необходима для определения сложности ремонта транспортного средства и технических работ по восстановлению машины, а также их стоимости.

Когда невозможно разобраться без независимой экспертизы?

Проведение экспертной оценки после дорожного происшествия проводится тогда, когда разрешить спорную ситуацию, не привлекая квалифицированного специалиста, крайне сложно, а причиненный ущерб велик. Подобный факт, наряду с несговорчивостью участников ДТП значительным образом усугубляет дело.

Круг задач, которые решаются в ходе судебной независимой экспертизы:

  1. Проведение анализа сложной ситуации, возникающей при ДП.
  2. Разрешение спорных моментов с привлечением специалистов, располагающих знаниями в вопросах автотехнического плана. Ведь транспортный агрегат – достаточно серьезное устройство. Причем каждая модель, а их немало, имеет свои особенности.
  3. Установление величины причиненного в результате аварии материального ущерба, когда потерпевшее лицо не соглашается на досудебное урегулирование вопроса.

Виды экспертиз

Исходя из целей, методик и объектов независимой экспертизы при дорожном происшествии подразделяется ее делят на следующие категории:

  1. Автотехническая экспертиза. Организовывается после наступления аварии с целью определения состояния транспортного средства, действий водителя, и реакции машины в момент столкновения. Также благодаря автотехнической экспертной оценке можно выяснить, чьи неправильные действия или бездействие стали причиной возникновения аварийной ситуации.
  2. Инженерно-психологическое исследование. Во время экспертной оценки происходит психологическое освидетельствование водителя, как общего, так и предполагаемого, во время наступления дорожного происшествия. Если водитель мог препятствовать столкновению, вовремя среагировав на препятствия или занос, суд может на вполне законных основаниях признать его виновником ДТП.
  3. Трасологическая экспертиза. Проводится на основании осмотра места ДТП, тормозного пути, обстановки на дорожном полотне и траектории перемещения машин-участников аварии. С помощью такого исследования специалисты могут установить объективные предпосылки и субъективные причины произошедшего прецедента.
  4. Автотовароведческая экспертная оценка. Обуславливается осмотром состояния машин после аварии на предмет наличия скрытых и явных повреждений. Также на основании такого исследования можно установить максимально точный размер причиненного автомобилю ущерба.
  5. Комплексная экспертная оценка. Характеризуется проведением сразу всех описанных выше экспертиз или нескольких из них. Цель комплексной оценки – получение целостной картины произошедшего инцидента на дороге.

Срок проведения экспертизы после ДТП

Для пострадавшей в результате аварии стороны, равно как и для виновника, очень важен срок проведения любой экспертизы, в том числе и независимой. Он регламентирован требованиями, которые установлены законодательством нашего государства.

Если виновник происшествия имеет действующий полис ОСАГО, а пострадавшая в аварии сторона подала подготовленные для проведения экспертной оценки документы, то страховая компания должна провести эту процедуру в течение пяти рабочих дней. Затягивание страховыми агентами сроков проведения независимой экспертизы не самым лучшим образом отразится на процессе расследования.

Автовладелец, чье транспортное средство пострадало в результате дорожного происшествия, может самостоятельно обратиться за помощью к независимому эксперту.

Для этого нужно найти компанию, занимающуюся подобной деятельностью, которая обязательно должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции.

В противном случае данные, полученные в результате исследования неаккредитованным сотрудником или компанией, не принимаются ни судом, ни дознавателями.

Если пострадавший самостоятельно обращается к помощи независимых оценщиков, то по завершению исследования ему нужно предоставить официальный отчет страховщику для получения компенсации на восстановление автотранспорта. В этом случае очень важно соблюдать порядок действий. Крайне нежелательно пропускать сроки отправки отчета участникам процесса, включая страховую организацию.

Гражданам, которые проживают в одном городе, уведомление подается за три дня до проведения независимой экспертной оценки. Во всех остальных случаях необходимо за шесть дней уведомить всех заинтересованных лиц о проведении процедуры. Кроме этого, важно помнить, что день, в который осуществляется отправка уведомления по почте не учитывается, равно как и день проведения экспертизы.

Полученные результаты предоставляются заинтересованной стороне в установленные сторонами сроки – 10-12 дней.

Подведем итоги

При возникновении аварийной ситуации на дорожном полотне практически всегда возникают спорные моменты и вопросы касаемо того, кто является виновникам произошедшего инцидента.

Как правило, при незначительных ДТП необходимости в проведении независимой экспертизы нет. При таких обстоятельствах участники попросту составляют на месте аварии Европротокол и каждый получает в своей страховой компании компенсационную выплату на восстановление транспортного средства.

Сложнее всего при масштабных ДТП со значительными повреждениями машин. Тогда речь идет уже о больших финансовых выплатах. Поэтому участники дорожного происшествия отстаивают свою точку зрения, касаемо того, кто виноват в столкновении. Вот тут-то и возникает необходимость в проведении независимой экспертизы.

Только так можно максимально точно и правдиво установить, кто именно виноват в произошедшем инциденте.

Надеемся, эта информация поможет вам добиться желаемого результата. Берегите себя и пусть на дороге вам не встретиться ни гвоздя ни жезла. Удачи!

Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Особенности.Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

В сложных ситуациях с ДТП ход событий или виновные определяются с трудом. Иногда бывают сложные и спорные ситуации, которые требуют дополнительных экспертиз. В таком случае возможно проведение дополнительной автотехнической экспертизы заинтересованными лицами. Что это за экспертиза и какова её стоимость, мы расскажем далее в статье.

Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

Для начала определим сущность понятия автотехнической экспертизы. Это дополнительное исследование машин и других объектов, ставших участниками ДТП. Она производится для определения виновного, а также урона и ответственности участников. Используется для любых категорий транспорта.

Исходя из того кто виноват, будет строиться защита пострадавшего и оценка ситуации. От данной процедуры зависит степень наказания и меры воздействия. Возможно, будет выплачен лишь материальный ущерб, а возможно, будет начато уголовное дело.

Разновидности исследований

Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:

  • Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:

— Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.

— Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.

— Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.

  • Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
  • Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
  • Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
  • По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.

В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:

  • Первичная экспертиза;
  • Дополнительная – открывает нюансы первичной;
  • Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
  • Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
  • Комиссионная – групповая экспертиза;
  • Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.

Ходатайство о назначении

Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.

Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:

  • Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
  • Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
  • В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.

Стоимость и сроки проведения

Стоимость экспертизы будет зависеть от необходимых параметров и количества исследований. Так же будет не малое значение иметь её вид. В параметры войдут такие показатели, как объём проверок, количество участников, срочность проведения и другое.

В целом необходимо рассчитывать на сумму от 3 тысяч рублей и более. Если включено много параметров и привлечены специалисты различных областей, то сумма может быть более 50 тысяч. Если проверку назначает суд, то стоимость ещё возрастёт на 15-20%. Изначально проверку будет оплачивать инициатор. Если обе стороны готовы заплатить за проверку, то стоимость делится пополам. В том случае, если один из инициаторов является малоимущим, то можно рассчитывать на частичное погашение за счёт государства.

Законодательство не регламентирует срок экспертизы. Если экспертиза не требует особых специалистов или каких-либо сложных приборов, то может быть проведена в течение недели. Сложное исследование займёт до 30 рабочих дней. Если сроки будут назначены судьёй, то они обязательны для исполнения.

Исполнители АТЭ

Для проведения экспертизы можно обратиться как к государственным специализированным компаниям, так и к сертифицированным частным специалистам. Главное, чтобы была лицензия на производимую деятельность. Чтобы найти такого эксперта можно обратиться на официальный сайт Министерства юстиций. Для каждого из вида исследований будут свои представители и свои организации, содержащие в штате конкретных специалистов. При обращении необходимо уточнить о наличии таких специалистов, рассказав, что вам необходимо сделать.

Вопросы для автотехнической экспертизы

Перед первоначальной беседой необходимо составить список интересующих вопросов, для того чтобы специалист понял, что от него конкретно требуется. Не всегда юридические специалисты могут решить технические вопросы. Иногда требуется консультация технического эксперта. Он составит список вопросов, который вы предъявите мастерам при АТЭ.

Какие вопросы могут потребоваться для эксперта, список наиболее популярных из них:

  • определить, какая была степень видимости на трассе;
  • вычислить коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием;
  • определить точное расстояние для тормозного пути каждого из автомобилей перед столкновением;
  • вывести траектории движения машин;
  • вывести градус угла при столкновении;
  • понять причину потери устойчивости транспортного средства;
  • определить наличие неисправностей в деталях или агрегатах машин;
  • в каком положении оказались машины после столкновения.

Эти и другие вопросы бывают очень важны в обстоятельствах ДТП.

Порядок проведения

Такие документы как КоАП, УПК и АПК регламентируют проведение экспертиз. Цель исследования окончательно определит нужный документ.

Частный порядок

Иногда исследование бывает заказано по личному желанию физического или юридического лица. В основном интересует такой вид исследования как товароведческий, он позволяет определить точный размер нанесённого ущерба в ДТП. Иногда инициация автоэкспертизы бывает прямо перед судом, для того чтобы получить на руки документ с конкретной суммой, которая будет указана в исковом требовании к возмещению. Тем более стоимость такой экспертизы будет на порядок ниже, если она будет назначена судом.

Алгоритм в этом случае следующий:

  • найти нужную лицензированную компанию и заключить с ней договор;
  • пригласить заблаговременно на независимую экспертизу вторую сторону;
  • предоставить необходимые материалы для осмотра;
  • произвести оплату;
  • ждём количество указанных в договоре дней и получаем результаты на руки.

Данный документ прикладывается к материалам дела в суде.

При административном расследовании

Если инициирует экспертизу один из госслужащих, например инспектор ГИБДД или судья, то обязательно на руках у участников процесса будет предписание, которое содержит:

  • причину, по которой назначена экспертиза;
  • личные данные эксперта (ФИО, должность, права, обязанности);
  • объекты исследования (транспорт, обстановка, участников и т.д.);
  • список того, что должно быть исследовано и на какие вопросы надо получить ответы;
  • меры ответственности за недостоверные данные.

Перед тем как выдать предписание участники процесса должны быть с ним ознакомлены. Они могут внести свои поправки и дополнительные вопросы, сменить эксперта или привлечь дополнительных специалистов.

Судебная экспертиза

Данная экспертиза может быть затребована любым из участников процесса, даже судьёй и следователем. Стороны-участники имеют право дополнить документ собственными вопросами. Но судья должен быть согласен с конечным вариантом исследований. Он утверждает полученный документ, отклонив или одобрив внесённые предложения. Любые сведения, внесённые в протокол, должны быть идентичными информации из административного дела.

Если одно из лиц будет препятствовать экспертизе, то вердикт будет вынесен в пользу второй заинтересованной стороны. Если было инициировано исследование в отношении пострадавшего или свидетеля, то они должны быть согласны с ним. При проведении АТЭ принять участие могут следователь и участники ДТП, присутствие последних должно быть согласовано со следователем.

В выводах и заключении проведённой экспертизы всегда есть список участников, которые были привлечены для процесса. Вердикт должен быть вынесен один единственный, даже если принимала участие целая комиссия или эксперты из одной области разошлись во мнении. Компромисс должен быть найден. Но специалисты могут единолично вынести результаты с единственной своей подписью. При заседании комиссии документ будет составлен один, но в каждом специализированном разделе будет заключение конкретного эксперта.

Заключение по результатам

В конце проведённой экспертизы должны обязательно быть подведены итоги с выводами. Именно по выводам будет строиться дальнейшая защита и выносится вердикт.

Заключение может содержать следующие сведения:

  • в какое время (конкретная дата) была произведена экспертиза;
  • персональные данные эксперта с его подписью под исследованиями;
  • перечисление объектов исследования;
  • методики и способы исследования;
  • список участников и ответственных лиц;
  • выводы по каждому из рассмотренных и проверенных вопросов.

В документе всегда есть приложения. Они содержат информацию по исследованиям: фотографии, расчёты, таблицы, видеозаписи, всё, что было использовано для получения результата.

Все важные сведения и результаты будут приложены к материалам дела, даже если они не были заявлены в список вопросов. Иногда качество материала или недостоверные и неполные сведения мешают получению правильных выводов экспертом. В этом случае специалист составит отказ в проведении экспертизы, аргументируя это конкретными причинами.

В случае необходимости эксперт может быть вызван на процесс для дачи пояснений по отчёту. Если необходимые для процесса данные так и не были получены, то назначается дополнительная или повторная проверка.

Полезные советы

Следующие советы могут облегчить жизнь многих:

  • при выборе эксперта опирайтесь на его опыт и реальные отзывы;
  • лучше всего не отказываться от присутствия во время процесса экспертизы;
  • заранее продумайте интересующие и важные вопросы для экспертов;
  • будьте внимательны, прочитайте несколько раз заключение экспертов;
  • каждый имеет право ходатайствовать о проведении дополнительных исследований.

Качественно проведённая экспертиза, пусть даже дорогостоящая, поможет выявить реального виновного в ДТП лица.

Нюансы экспертизы автомобиля для постановки на учет

Согласно нормам Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 и Приказу МВД России № 1001, новый собственник автомобиля обязан поставить авто на учет.

фото2

Процедура упрощена, если машина из салона дилера или производителя. Но приобретенные авто у прежних собственников могут повлечь за собой пул проблем для нового владельца при выполнении данного обязательного требования. Простой осмотр может закончиться экспертизой.

В ГИБДД при постановке на учет

Подав документы и заполнив заявление на регистрацию автомобиля, взамен получаете на руки бланк направления ТС на осмотр (экспертизу). Чтобы завершить процесс, необходимо вернуть этот бланк с отметкой инспектора ГИБДД о пройденной процедуре и полном соответствии машины предоставленным документам.

Получить такую отметку можно при отсутствии нарушений в конструкции авто. Не пройдет регистрацию ТС с заниженной посадкой, с громким глушителем, тюнингом, занижающей видимостью для водителя и обзором из салона, номерного знака, и прочими встроенными и навешанными незаводскими запчастями, усложняющими движение.

Также отсеиваются незаконные сделки, выявляя соответствие продавца зарегистрированному владельцу авто. Экспертиза выступает в качестве дополнительного инструмента в розыске угнанных автомобилей.

Важно! Экспертиза — обязательное действие, выполняющее основную цель — сопоставление текущего состояния машины с законодательными нормами. Сопутствующее действие — проверка информации на предмет нахождения авто в угоне.

Какие необходимы документы?

фото3

Для получения направления на осмотр в первичный комплект документов к заполненному бланку заявления о постановке ТС на учет следует предоставить:

  • действующее водительское удостоверение нового владельца;
  • паспорт транспортного средства;
  • документ о пройденном медицинском осмотре;
  • документ, подтверждающий выполнение закона об ОСАГО (полис);
  • оригинал договора купли-продажи машины.

В договоре обязательно будут проверяться следующие реквизиты:

  • информация о новом владельце;
  • данные о машине с указанием всех номеров (кузова, шасси, двигателя, вин, рамы) и цвета кузова;
  • наличие тонировки на стеклах;
  • информация по техническому паспорту.

Что проверяется?

Получив направление на осмотр, следует пригнать машину на смотровую площадку и открыть капот и двери. Сотрудник проверяет техническую исправность ТС, номера на предоставленном транспорте с заявленными в его паспорте. Под капотом сверяется вин и цифры двигателя, при открытых дверях исключается постановка на учет распила в кузове.

Первичный осмотр не всегда заканчивается простым визуальным рассмотрением. Если номера стерлись, назначается экспертиза. Тот же осмотр, но со всем необходимым оборудованием.

Сотрудником замеряется уровень тонировки, не превзошел ли он допустимые нормы. Проверяется освещаемая дальность фар (передних и задних). Выявляется оснащенность огнетушителем и медицинской аптечкой первой помощи. Наличие хотя бы одного нарушения или недочета может стать основанием для отказа в регистрационных действиях.

Важно! Если ТС оснащено газовым или другим новым оборудованием незаводской комплектации, необходимо предоставить всю разрешительную документацию на его установку.

Вин-номер в ГИБДД

Обезопасить себя перед осмотром при регистрации можно проверкой на официальном сервисе ГИБДД. Она осуществляется по VIN-коду. На сайте гибдд.рф/check/auto вводится запрашиваемый код и будет видна история регистрационных действий, наложен арест или обременение, кто и когда владел машиной, находится ли она в угоне.

В соответствии с инструкцией для сотрудников ГИБДД обязательно проверяется подлинность каждого номера на агрегатах. Осмотр начинается со сверки VIN. С прошлого года разрешено поставить машину на учет при несоответствии VIN с заявленным в ПТС, если на руках есть результаты экспертизы по ее идентификации. В регистрационных документах должна проставляться информация об утрате прежнего вин.

Номера рамы

Открытые двери автомобиля помогут ускорить проверку номеров рамы. Этой исключает криминальную биографию машины. Существует вероятность их перебивки, поэтому при осмотре должно быть полное совпадение.

Они могут возникнуть и в силу естественных причин (износ, неблагоприятное воздействие внешней среды и пр.), тогда проведение экспертизы номеров необходимо в целях исключения нового хозяина из числа подозреваемых в рамках уголовного дела. Такая проверка направлена на пресечение действий злоумышленников, она дает возможность отказаться новому владельцу от криминальной машины.

Номера кузова

Открытый капот предоставит сотруднику возможность осмотреть и сверить номер кузова. Располагается там он на специальной табличке или на кузове и является частью VIN-номера (восемь цифр в середине).

Японские производители отказались от маркировки VIN. В транспортных средствах от данных производителей номера кузова находятся под водительским сиденьем, в месте расположения стандартного вин-номера или на двери. Используя его, можно получить всю интересующую информацию о ТС и владельцах.

Номер двигателя

Сотрудником при осмотре сопоставляется номер на агрегате двигателя с паспортом ТС или свидетельством о регистрации. Для этого необходимо оставить капот открытым и предоставить к проверке.

Чтобы гравировку можно было сверить, следует подготовить машину к осмотру, протерев все цифры влажной и сухой тряпкой. Сориентироваться по расположению этого номера поможет техническая документация.

Техническое состояние для списания авто

Невозможность эксплуатации ТС (не подлежит ремонту, пострадало в аварии) и желание освободиться от бремени начисления и оплаты налогов за несуществующую машину обязывают инициализировать процедуру списания.

Техническое состояние на случай списания не всегда оценивается осмотром. Физическое отсутствие машины или утилитарное состояние позволяют провести оценку документально. В результате выдается акт на списание (снятие с учета) или отчет о рыночной стоимости, если дальнейшая эксплуатация возможна.

Никаких специальных измерительных приборов при оценке на списание не используется. Изучаются все имеющиеся документы по машине (техосмотр, паспорт, протоколы с перечнем имеющихся повреждений и дефектов). При получении заключения ТС списывается.

Сроки проведения

фото4

Через полчаса (час в худшем случае) на руки выдаются результаты проведенного осмотра экспертом. Все регистрационные действия начинаются и заканчиваются в один день.

Если заключение получено, а окно подачи уже прекратило свою деятельность, то есть возможность вернуться к окну в часы приема.

Обратите внимание! Зарегистрировать автомобиль по полученному акту осмотра можно в течение месяца, пока не истек срок действия. За рамками этого периода авто подлежит новой проверке.

Сколько стоит?

Экспертиза при постановке на учет для большинства владельцев авто проводится абсолютно бесплатно. При изучении моторных номеров более детально, если цифры не видны, стерты или повреждены, стоимость варьируется от 1,5 до 3 тысяч рублей.

Когда и кем назначается криминалистическая экспертиза?

Криминалистическая автоэкспертиза назначается в рамках п. 1 ст. 144 УПК РФ сотрудником полиции, получившим рапорт первичного осмотра.

Основаниями для назначения являются:

  1. Несоответствие конструкции автомашины установленным нормам безопасности, не соответствует заводским документам.
  2. Наличие признаков мошенничества с кузовом или движком (стертые или перебитые номера, поврежденные пластины).
  3. По угону авто заведено розыскное дело.

Признание случая криминальным может повлечь уголовную ответственность автовладельца в рамках 326 статьи УК РФ.

Что лучше: государственная или частная независимая криминалистическая?

фото5

Проводить проверку в рамках уголовного дела могут эксперты при Главном управлении внутренних дел или независимые экспертные организации. Ограничений в законодательстве на этот случай не установлено.

Проводить исследование и анализ по достоверности и подлинности номерной идентификации может эксперт, имеющий необходимую квалификацию, обладающий нужными знаниями в этой области. Сертификация этого вида деятельности отменена, лицензия не получается. Опыт подтверждается количеством и качеством положительных (принятых судом) заключений.

Плюсы и минусы каждой

Государственный криминалист выполняет свою работу тщательнее и надежнее. Стоимость незначительна или бесплатна (если инициирована сотрудником органа внутренних дел). Негативным моментом является большая загруженность каждого сотрудника, результата можно ждать 2 месяца (и даже год). При этом авто должно находиться в постоянном доступе для эксперта.

Независимая оценка проводится быстрее, но цена выше. Отсутствие доступа к тем источникам, которыми обладает сотрудник МВД, делает частную экспертизу менее обширной. Результат зависит только от высокой квалификации эксперта.

Позитивным моментом частной экспертизы является возможность провести исследование в указанном заказчиком месте. Эксперты смогут сделать анализ на выездном осмотре со всем необходимым оборудованием.

Где делают криминалистическую проверку на подлинность?

На случай проверки машины на участие в преступной деятельности, при направлении на криминалистическое исследование сотрудником инспекции определением подлинности занимается государственный специалист в отделе судебной экспертизы.

При собственной инициативе подлинность определяется в организации, выбранной заказчиком. Ее географическое расположение, предлагаемый перечень услуг, степень квалификации специалистов по-разному влияют на формирование цен в этой области.

5 крупных городов и их адреса

Массовость обращений и повторяемость в задаваемых вопросах делают экспертизу финансово доступнее простому обывателю. На формирование цен влияет также количество организаций, оказывающих услуги в данном вопросе.

  1. Криминалистическая проверка в г. Москве (адрес: 117342, ул. Обручева, д. 36, корпус 2) – «Автокриминалист». Проводится с выездом на место по договоренности, от 5 000.
  2. В Санкт-Петербурге проверку на аутентичность проводят в Обществе содействия автомобилистам (адрес: 190013, набережная Обводного канала, д. 121). Можно договориться об осмотре на месте заказчика, цена от 10.
  3. В Екатеринбурге обратитесь в Независимую экспертизу на Чебышева (адрес: 620062, ул. Чебышева, д. 4, оф. 103), цена от 10 тыс. рублей.
  4. В Ростове-на-Дону (адрес: 344029, ул. Металлургическая, д. 102, корпус 2, оф. 308) проверку можно заказать в Ростовском центре судебных экспертиз за 6,5 и выше.
  5. В Новороссийске (адрес: 353900, ул. Энгельса, д. 7, оф. 323) в Федерации судебных экспертов криминалистическую экспертизу можно заказать за 5 тыс. рублей и выше.

Что нужно и как подготовить авто для криминалистической?

фото6

Степень загрязненности автомобиля может значительно повлиять на полученный результат. Достоверность и полнота заключения будут достигнуты при чистоте и свободном доступе к номерам транспортного средства.

Протрите мотор от масла, грязи и пыли. Предоставьте к осмотру весь 17-символьный код.

Как проводится криминалистическая экспертиза автомобиля?

  1. Формулировка цели.
  2. Заключение договора, внесение предоплаты.
  3. Подбор эксперта.
  4. Работа специалиста: сверка номеров, проверка конструкции, подача запроса на историю машины.
  5. Обработка и анализ полученных данных.
  6. Выдача заключения или отчета о рыночной стоимости.

За какой срок

Сроки проведения зависят от занятости экспертов. Государственные специалисты загружены, нередко распоряжением начальников ОВД сроки продлеваются на 2-3 месяца.

Частные экспертизы проводятся быстрее, результата можно дождаться в течение месяца.

Сколько стоит

Определение подлинности агрегатных номеров, проверка криминальной истории авто зависят от инициатора проведения исследования. Если направление выдано сотрудником органа внутренних дел, то для хозяина авто она будет бесплатно.

Инициатива идет от владельца, значит, он заплатит исходя из поставленных вопросов и тарифной политики организации, выбранной для проведения оценки (от 5 тыс. рублей).

Заключение, результаты

Экспертное заключение не имеет установленного образца. Обязательные требования к форме:

  • отчет должен быть в письменной форме;
  • отражение информации о заказчике, автомобиле;
  • проведенные исследования и их результаты.

Положительные результаты в пользу автовладельца дают ему основание для подачи искового заявления на денежную компенсацию за необоснованное обвинение.

За ложность в экспертизе каждый исследователь несет персональную уголовную ответственность в порядке статьи 307 УК.