Из; реки в; море

Сколько времени нужно чтобы переплыть черное море на лодке. Из; реки в; море Плюсы обучения в колледже заключаются в том, что уже после второго курса вы, скорее всего, будете проходить производственную практику, получая зарплату и, что еще более ценно, опыт работы по специальности.

Из реки в море. Хроника одного путешествия

Минувшим летом мне довелось перегонять катер Velvette 41 Evolution по маршруту Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Азов — Сочи. Неблизкий путь (более 2600 км) был пройден успешно и даже весело. Расскажу в формате дневника о нашем путешествии и позволю себе некоторые рекомендации тем, кто захочет повторить наш поход.

Казань — Самара — Саратов — Волгоград

В четыре утра вышли из Казани. Ясно, слабый ветер; скорость 40 км/ч, все системы работают в штатном режиме. К одиннадцати прошли Ульяновский мост, за ним — Тольяттинские шлюзы № 21 и 24. Начав шлюзование в 14.47, спустя час прошли их оба, а к 18.00 уже в Самаре ошвартовались в яхт-клубе на Красной Глинке (денег за стоянку с нас не взяли). Заправились топливом, поужинали в кафе и заночевали на борту.

Назавтра пришел циклон с севера: мелкий дождь, пасмурно и холодно, — так что пришлось включить отопитель. Малым ходом двинулись вдоль Самары, разглядывая береговую линию… В 14.00 зашли в шлюз № 25 Балаково. На всё про всё — полчаса, и к 19.00 приходим в яхт-клуб «Эдельвейс» — в протоке напротив Саратова, со стороны города Энгельса (стоянка — 1500 руб.).

Протяженность маршрута:
2627 км

Продолжительность:
8 суток

Наработка двигателей:
100 моточасов

Расход топлива на маршруте:
3654 л

Расходы на маршруте:
200 000 руб.

Заправки

Заправлялись мы на каждой стоянке, при этом бегать с канистрами не пришлось ни разу. Но обязательно берите с собой наличные! На всех речных заправках до Большого Утриша оплату принимают только ими или переводом на карту физлица. Официально этих заправок нет, но по факту заправляются все. Если объем нужен большой, лучше заранее позвонить, чтобы топливо не закончилось перед вашим приходом. Плюс в каждом яхт-клубе есть человек, связавшись с которым, можно организовать заправку. В Ростове-на-Дону нам помогал местный лодочный «решала» Алексей: в центр города к причалу подъехал микроавтобус с емкостью солярки…

Везде используются шланги со счетчиками, а стоимость дизтоплива примерно одинаковая: 49−50 руб./л. В Большом Утрише цены самые низкие (44,35 руб./л), но за бункеровку взимают сбор 1000 руб. В общем и целом всё на уровне, и на качество топлива пожаловаться не могу.

Стартовали утром в 05.50 малым ходом в сторону Волгограда. На следующем шлюзе в Волжском полтора часа ждали очереди. Шлюз сдвоенный: две камеры одна за другой.

Следующее место стоянки (1000 руб.) и бункеровки — волгоградский яхт-клуб «Флагман». Сходили на экскурсию к руинам паровой мельницы Гергардта, а на ужин отправились в грузинский ресторан на набережной.

Переход был спланирован так, чтобы днем покрывать максимальное расстояние: за все всемя была только одна ночная вахта — на отрезке Азов — Большой Утриш

Старший помощник Дмитрий Балашов несет вахту при прохождении Азовского моря

Трафик судов на Волге был не напряженный: зачастую мы шли по реке в гордом одиночестве

«Кировск» и «Богатырь» — наши соседи по шлюзам Волго-Дона

По правилам прохождения шлюзов матрос, работающий со швартовами на палубе, должен быть в спасательном жилете

Шлюзы

Прохождение шлюзов — самый интересный момент путешествия. В узкой камере с высокими бетонными стенами подходить и швартоваться к рыму надо на малом ходу. Шлюзы рассчитаны на грузовые и пассажирские суда, расстояние между рымами 30 м, поэтому яхту приходится швартовать к одной точке. Мы заводили центральный швартов и шпринг. Когда уровень воды в камере шлюза начинает падать и вместе с ним опускается рым, нужно следить, чтобы его не закусило, а яхта не повисла на швартовах. Я постоянно подрабатывал двигателями на задний ход (штурвал к стенке), чтобы прижимать корму. За безопасность кормы отвечал матрос, второй следил за рымом и за носом, положение которого я регулировал подрулькой.

Волго-Донской канал

Идем по направлению к Волго-Донскому судоходному каналу (ВДК). У первого шлюза оказываемся в 06.30, но диспетчер опять требует ждать. Пока ждем, подходит катер ГИМС. Проверив документы и сообщив, что сегодня «день ГИМС», инспекторы пожелали нам счастливого пути и умчались восвояси. Шесть с половиной часов ожидания — и вместе с сухогрузом «Кировск» и буксиром «Богатырь» мы заходим в шлюз, где швартуемся правым бортом к предпоследнему рыму…

И вот, когда мы прошли уже шесть шлюзов, в 22.00 очередной диспетчер отправляет нас на рейд: по правилам ВДК маломерные суда могут проходить шлюзы только в светлое время суток. Ну что ж, между шлюзами № 6 и 7 есть якорная стоянка. Ночуем на якоре: погода отличная, тепло, искупались…

На ВВП, помимо обстановки, обозначающей судовой ход, мы использовали картплоттер и эхолот Raymarine Axiom. Еще при выходе в Азово-Донской судоходный канал выяснилось, что в картплоттер были загружены только карты Navionix «Европейская часть России», куда не входят Азовское и Черное моря. Впереди мелкое Азовское море, а мы без карт! Тут пригодилось приложение iSailor для iPhone: по смартфону на приборной панели мы и прошли оба моря. Так что вполне могу рекомендовать iSailor для навигации (но карты платные).

В десять утра получили разрешение от диспетчера шлюза № 7… Собственно, весь день ушел на шлюзование. К ночи погода резко ухудшилась: дождь, гроза, сильный ветер с севера… Приняли от диспетчера шлюза № 13 информацию о неблагоприятном прогнозе и встали к причальной стенке поселка Ильевка. Пока швартовались, промокли до нитки. В такие моменты становится понятно, зачем на борту отопитель даже летом: сушить одежду. Обвесили наш Evolution 41 дополнительными кранцами: ветер навальный, волна прибивает к причалу…

Рано утром, пройдя 13-й шлюз, следуем в Цимлянское водохранилище. Его мы пролетели за три часа и вышли в Дон. А оттуда, пройдя три гидроузла (Николаевский, Кочетовский и Константиновский), пришли в Ростов-на-Дону. Ошвартовались в центре города у причала рядом с ресторанами. Но в них мы не пошли: заказали в близлежащем заведении ужин прямо на яхту: все удовольствие — 1800 руб.

Шлюзоваться без «соседей» проще: когда я увидел, куда мне надо втиснуться в первом шлюзе Волго-Дона, то вспотел и залпом выпил полтора литра святой воды, оставленной отцом Петром нам на дорогу. Справа — ободранная бетонная стена, впереди сухогруз, груженный металлоломом, слева — буксир «Богатырь». Роль кранцев у них выполняли тракторные покрышки на ржавых цепях. Коридор узкий, места для маневра нет, и с первого раза надо прицелиться и зацепиться за рым. А я — на новой белой яхте, подписавший договор о полной материальной ответственности за вверенное мне имущество…

Velvette 41 Evolution

Как «пилот-испытатель» Velvette 41 Evolution в этом переходе отмечу плюсы и минусы яхты. У нее хорошие ходовые характеристики: на волне не прыгает, управляется легко, инерцию гасит быстро, разворачивается на 360° на месте, а на глиссирование выскакивает как пуля. И главное — простая швартовка (особенно с подрулькой).

Запас хода весьма приличный. При двух дизельных Volvo Penta D6‑300 л. с. и объеме топливного бака 920 л можно смело рассчитывать на 600 км хода (если «лететь» под 60 км/ч). На всякий случай у нас был запас 120 л в канистрах, но перед заправкой в баке всегда оставалось около 200 л.

Комфорт и эргономика на борту — пять с плюсом: каюты просторные, нигде нет острых углов, много рундуков, обогрев Webasto спроектирован хорошо (яхта быстро прогревается). Кормовая платформа широкая: удобно прыгать в воду, загорать и швартоваться. Когда вылезаешь из воды по трапу, не касаешься колонок и винтов.

Потенциал для улучшений, конечно, есть. Хорошо бы установить два стеклоочистителя (пригодятся во время дождя и на встречной волне), буртик столешницы камбузного блока, чтобы не улетали тарелки… Стоит подумать, куда поставить дополнительный танк пресной воды: для непродолжительного путешествия по реке 190 л — не проблема, а для такого перехода, как наш, маловато…

В морях

Рано утром вышли из Ростова-на Дону и в 10.30 уже были в пригороде Азова, где встали лагом к рейдовому катеру в яхт-клубе «Тихий Дон». Для выхода в Азовское море нужно получить разрешение у пограничников в Азове. Если не знаете список нужных документов, вам его продиктуют по телефону. Человек в форме предупредил, чтобы мы не пугались, если в море к нам подойдет катер береговой охраны для проверки соответствия заявленных данных фактическим. И все это с улыбкой на лице.

В час дня мы получили разрешение на выход, а к двум уже добрались до открытой части Азовского моря. Здесь обязательно нужно иметь морскую радиостанцию и все время нести вахту на 16-м канале. К 20.00 подошли к Керченскому проливу, получили добро на движение от пограничных служб и трафик-контроля Керчи и, следуя указаниям, прошли под Крымским мостом. Красивый! У него всего один судоходный пролет, опоры защищены палами — своего рода бамперами.

Рекомендации тем, кто захочет повторить маршрут

• Следуйте рекомендованным судовым ходом; за его пределами можно наткнуться на рыбацкие сети, обозначенные лишь пластиковыми бутылками.

• Берите больше кранцев: бетонные стены шлюзов не пощадят глянцевые борта вашей яхты.

• Речная радиостанция обязательна для общения с диспетчерами шлюзов и другими судами, а если вы пойдете в море, то нужна еще и морская — для общения с пограничниками и портовыми службами.

• Азовское и Черное моря — приграничные акватории. Без AIS можно идти только в светлое время суток: ночью придется становиться на рейд. После установки AIS не забудьте зарегистрировать устройство в Радиочастотном центре в Москве и получить документ с присвоением кода MMSI.

После моста мы перешли под контроль службы «Кавказ-трафик», которая довела нас до мыса Такиль, откуда мы повернули на юго-восток, в сторону Большого Утриша. Несколько раз за ночь общались с пограничниками. Приняли от них сообщение об ухудшении погоды под Новороссийском и рекомендацию идти ближе к берегу. Один раз передали наши координаты.

В пять утра зашли в Большой Утриш для бункеровки. Вход в бухту неудобный, и заходить можно только в светлое время суток. Плюс регулярно прилетают резкие порывы ветра. Спустя полчаса вышли в направлении Сочи. Прошли по особой зоне, не доходя порта Новороссийск. В Цемесской бухте нас немного поболтало, но после Геленджика погода заметно улучшилась. В Дивноморском искупались в бирюзовой воде. По рации нас вызвали пограничники, спросили, все ли на борту хорошо и почему остановились? Купаемся, отвечаю. Нам пожелали счастливого пути, и вечером того же дня мы уже были в Сочи.

В целом поход из Казани в Сочи оставил приятные воспоминания. Пейзажи — один лучше другого, люди — добрые и отзывчивые: всё понимают, отвечают, никто не хамит. На шлюзе № 15 диспетчер продала нам ведро черешни за смешные деньги, на буксире «Богатырь» выручили питьевой водой (еще и вино предлагали). В яхт-клубах нам помогали информационно, а в прибрежных ресторанах всегда были рады морякам-речникам. И все интересовались, что у нас за яхта такая. А я с гордостью отвечал: «Это Россия, наше производство».

По России на яхте

По всему миру промышленные предприятия, в том числе связанные с кораблестроением, постепенно возвращаются к работе после карантина. На Балканах, в Испании и на Балеарских островах, на атлантическом побережье Франции и в Англии понемногу вновь начинают ходить суда.

Ограничения на международные путешествия также постепенно снимают. В зависимости от эпидемиологической ситуации это происходит с разной скоростью. В случае с Россией, возобновление пассажирского авиасообщения с остальными странами прогнозируется на середину лета.

Из международных авиакомпаний, по данным новостного агентства «Интерфакс», о возобновлении полетов в Россию заявили пока что швейцарская SWISS (рейсы из Цюриха в Москву и Санкт-Петербург с 1 июня), финская Finnair (рейсы в Москву с июля), катарская Qatar Airways (рейсы в Москву с 15 июня) и сингапурские Singapоrе Airlines и ее «дочка» Silk Air (рейсы из Москвы со 2 июля).

Сингапур

И все же Ассоциация туроператоров России (АТОР) не ожидает возобновления продажи туров из России за рубеж до осени.

МИД и лично премьер Мишустин, призывают россиян в этом году отказаться от отпуска за рубежом, мотивируя это тем, что в условиях еще не завершившейся пандемии «за несколько дней отдыха можно заплатить слишком большую цену». Власти также опасаются, что активный выездной туризм может спровоцировать вторую волну эпидемии коронавируса в России.

Внутри страны туристический сезон откроется 1 июня. Начало речной круизной навигации намечено на третью декаду июня.

Для россиян, которые по тем или иным причинам не поедут в этом году за рубеж, но хотят провести отпуск на воде, помимо круизов доступны также путешествия на арендованной яхте. Альтернативой Средиземному морю и зарубежной части Балтийского моря, могут стать Черное, Азовское, Белое, Охотское, Берингово море и внутренние водные пути.

Анапа

Тамань

Белое море

Остров Кунашир (Курильские острова)

Побережбе Берингова моря. Чукотка.

Тем более, что по российским законам лодки относятся к недвижимости, так что самоизолироваться и переждать эпидемию можно не только в квартире, но и на борту яхты. Этим лайфхаком уже успел воспользоваться, например, дизайнер Артемий Лебедев, который провел майские праздники на Azimut 55 Fly, путешествуя из Ярославля в Санкт-Петербург.

Какую яхту выбрать для круизов по России

В зависимости желания и возможностей, отправиться в путешествие возможно как на моторной, так и на парусной яхте. Парусники, скорее всего, окажутся предпочтительнее для тех, кто собирается посетить заповедные воды: шум двигателей может спугнуть диких животных и птиц, за которыми с борта парусника можно наблюдать с довольно близкого расстояния.

Тюлени и выдры любопытны и нередко подплывают близко к лодкам.

Также они лучше пригодны для путешествий в диких акваториях, где инфраструктура для заправок пока что развита не очень хорошо. Что же касается уровня комфорта для пассажиров, в этом отношении при прочих равных парусники, чаще всего, проигрывают моторным яхтам.

Самая большая чартерная яхта в России — 49-метровая моторная яхта «Балу», базирующаяся в Москве на Северном речном вокзале. Во время коротких прогулок на борту могут собираться до 42 человек, а в длительное путешествие отправляются до 12 гостей. Еще один флагман российского чартерного флота — 35-метровая моторная яхта «Новая звезда», рассчитанная на дневной прием до 25 человек и проживание на борту 8 гостей.

«Балу»

«Новая звезда»

В основном же чартерный флот состоит из мореходных стеклопластиковых лодок длиной 18–23 метра.

Куда отправиться на яхте в России

Чартерный рынок в России наиболее развит в европейской части страны. По сети многочисленных рек, озер и каналов можно дойти от Белого моря и Финского залива Балтийского моря на севере до Каспийского и Азовского моря на юге. Азовское море в свою очередь открывает доступ к Черному морю и курортным зонам в Крыму и Краснодарском крае. Также организовать отдых на воде можно на Байкале и в Приморском крае.

Белое море

Финский залив

Махачкала — единственный российский незамерзающий морской порт в Каспийском море

Ейск. Побережбе Азовского моря.

Развитие судоходства в европейской части России стало возможно благодаря развитию яхтенной инфраструктуры. Именно здесь самая плотная в стране сеть плавучих заправок.

Что касается яхт-клубов, где можно было бы остановиться, их по данным портала rusyachting.ru, в этой части страны насчитывается около 750. Самая большая концентрация стоянок (118) — в Московской области. На втором месте в рейтинге Ленинградская область (81 яхт-клуб). На третьем — Саратовская область (71).

Варианты маршрутов

Короткие маршруты:

Если у вас в запасе есть всего несколько дней, стартуя из Москвы, можно охватить как несколько ближайших водохранилищ, так и дойти до Твери, Углича, Мышкина, Ярославля, Костромы и Плёса.

Водный стадион «Динамо». Москва, Химкинское водохранилище.

Канал им. Москвы у шлюза №5.

На пляже 5-звездочного отеля Radisson Resort «Завидово». Тверская область.

Старица. Тверская область.

Углич

Рыбинское водохранилище

В Санкт-Петербурге актуальны путешествия в Выборг и по Ладожским шхерам.

Выборг

Ладожское озеро

На Юге за это же время можно исследовать окрестности Ростова-на-Дону, заглянув в Азов и Таганрог.

Ростов-на-Дону

Азов

Таганрог

Из Сочи актуальны путешествия в Туапсе, Геленджик и Новороссийск, а в Крыму можно перемещаться между Севастополем и Ялтой и Новым Светом.

Sochi Grand Marina

Туапсе

Геленджик

Новороссийск

Севастополь

Ялта

Новый Свет

В будущем черноморский яхтинг станет в России, вероятно, более популярным видом отдыха. Еще весной 2019 года эксперты передали в правительство предложения по развитию яхтинга в Крыму. Они предполагают строительство новых марин и причалов, адаптацию для приема яхт существующих портов и создание сети заправочных станций. Одной из ключевых локаций, согласно этим планам, должна стать Балаклавская бухта.

Балаклавская бухта

Маршруты средней длины

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург (или наоборот) займет неделю. На это же время рассчитаны неспешные круизы из Санкт-Петербурга по Онежскому озеру.

Кижи. Онежское озеро

Петрозаводск

Для москвичей как и в случае краткосрочных поездок доступны путешествия по Волге по городам «Золотого кольца» до границы Ивановской области. Разница в том, что пройдя то же расстояние, дойдя до Костромы или Плёса, можно позволить себе сделать больше остановок в пути.

Кострома

Плёс

Длинные маршруты

При желании короткие и средние маршруты в европейской части России можно, как детали конструктора, присоединять друг к другу. Из Санкт-Петербурга и Москвы можно дойти до Волгограда и Астрахани, из Астрахани и Волгограда через Волго-Донской канал — до Ростова-на-Дону.

Первый шлюз Волго-Донского канала. Волгоград.

Хошеутовский хурул — единственный сохранившийся дореволюционный буддийский храм в России. Астраханская область.

Астрахань

А что за пределами европейской части России?

Около недели и больше стоит отвести на путешествия по Байкалу. На юге озера доступны маршруты от Иркутска до знаменитого острова Ольхон. На севере на яхтах ходят в окрестностях Северобайкальска.

Остров Ольхон, мыс Хобой.

Северобайкальск

На Камчатке можно не только изучать побережье полуострова или Командорские острова. Отправившись на север можно дойти до Чукотки, на юг, вдоль Курильских островов — до Сахалина и Владивостока.

Авачинский залив. Камчатка.

Залив Лаврентия. Чукотка

Владивосток

Из чего складывается стоимость чартера

Стоимость чартера рассчитывается, в первую очередь, исходя из размеров лодки и длительности путешествия.

«В России чартер еще не так устаканился, как в мире, поэтому есть разные форматы. Есть формат, когда дается цена за сутки аренды, и туда уже входит топливо в минимальном круизном режиме. При почасовой аренде топливо тоже обычно входит.

Если лодка сдается на неделю, то топливо рассчитывается под конечный маршрут. Так как мы ходим по рекам, можно легко рассчитать конкретный объем топлива, чтобы пойти в одну сторону, или, если нужно, вернуться обратно, или пустую лодку перегнать к месту ее базирования.

Кроме топлива к цене фрахта лодки нужно добавить питание, экскурсии. Чаевые являются традиционными, но они на усмотрение гостей. В целом, это прибавляет 20–30% к цене чартера», — рассказывает основатель и креативный директор itBoat Никита Горчаков.

По словам Владислава Кутюрина, отдельно также могут считаться стоянки в марине (но это небольшая часть расходов).

При планировании аренды стоит учитывать размер страхового депозита. Он возвращается клиенту после завершения путешествия, если имущество не испорчено.

Кроме того, некоторые компании взимают дополнительный сбор при организации чартера в окрестностях Сочи. Это связано с дополнительными административными сложностями для организаторов из-за близости акватории к границе с Республикой Абхазия и Грузией и популярности черноморского побережья у первых лиц государства.

Sochi Grand Marina

В случае с 49-метровой «Балу», самой крупной российской чартерной яхтой, базовая стоимость аренды составляет 750 000 рублей в сутки. 18-метровая яхта типа Azimut 55, к примеру, обойдется в 3,5 раза дешевле — около 210 тысяч в сутки. Это ориентировочные цены, которые уточняются в зависимости от продолжительности чартера, необходимости подачи яхты к пункту отправления, обратного «пустого» перегона и других условий.

Azimut 55

Юридические тонкости чартера яхт в России

Владельцы яхт охотнее сдают свои лодки в чартер на день, несколько дней или неделю. Семейный круиз, мероприятие для узкого круга людей меньше изнашивают яхту, чем разовые вечеринки на несколько часов.

Но при этом долгосрочный чартер в России — всегда индивидуальная услуга.

Связано это с особенностями российского законодательства.

Законодательная база для аренды судна с экипажем устроена еще сложнее. В РФ перевозка пассажиров водным транспортом (в том числе на маломерных судах) и по внутренним водным путям, и по морю является лицензируемым видом деятельности. Чтобы заниматься перевозками, нужно получить разрешение в Ространснадзоре. Требования для получения лицензии регламентирует соответствующее постановление Правительства.

Закон не устанавливает ограничений на получение лицензии пассажирских перевозок на маломерных судах (лодках длиной не более 20 метров, на которой могут одновременно находиться не более 12 человек). Разве что для использования маломерного судна в коммерческих целях может потребоваться перерегистрировать его из реестра маломерных судов в Российский открытый реестр судов. При этом маломерное судно, которое до этого использовалось в некоммерческих целях, может быть зарегистрировано в открытом реестре изначально (хотя это дороже и сложнее).

Некоторые требования, предъявляемые к соискателю лицензии, не распространяются на перевозки с использованием маломерных судов. Например, не применяется к ним такое условие: «наличие у соискателя лицензии должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности „судовождение“ или „эксплуатация судовых энергетических установок“, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке».

А вот для яхт, готовых принять на борт до 12 пассажиров (это лодки размерами от 20 метров), получение лицензии на пассажирские перевозки сильно затруднено. Во-первых, таким яхтам, которые в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ классифицируются как «прогулочные суда», перерегистрация нужна в обязательном порядке иначе лицензию на пассажирские перевозки не получить. Более того, по закону лодки, зарегистрированные в реестре как «прогулочные», не могут использоваться для коммерческой деятельности. Это создает дополнительное препятствие для получения лицензии на пассажирские перевозки на яхтах длиннее 20 метров.

Прогулочные суда регистрируются в Российском открытом реестре, в то время как, согласно «Кодексу торгового мореплавания РФ», немаломерные суда, принадлежащие российским физическим или юридическим лицам и использующиеся для пассажирских перевозок, должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов.

Согласно статье 19.20 КоАП РФ, нарушение правил государственной регистрации судов влечет административный штраф в размере от 1500 до 40000 рублей. Сумма зависит от того, является ли нарушитель простым гражданином, должностным лицом или юридическим лицом.

Как это нередко происходит с российскими законами, правовое регулирование чартера яхт в России напоминает «кота Шрёдингера», живого и мертвого одновременно.

Де-юре чартер в России, конечно, возможен. Гражданский кодекс разрешает аренду судна и с экипажем, и без. В упомянутом выше постановлении Правительства о лицензировании осуществляемых водным транспортом пассажирских перевозок прописана возможность использования маломерных судов.

Но-де-факто правовые рамки для долговременного чартера яхт в России крайне ограничены и не соответствуют требованиям индустрии.

«Требования, которые налагает российское законодательство (пассажирская лицензия и прочее) фактически на все лодки, начиная с маломерных, по своему объему, сложности получения, выполнения и дороговизне поддержания во всем мире относятся к яхтам примерно от 500 GT и выше. Это приличные лодки 55–60 метров с профессиональным экипажем и большим годовым бюджетом на содержание. Естественно, в России все это не имеет никакого экономического смысла. Просто не выгодно.

Было бы правильно сделать у нас, как во всем мире. Сделать маломерными суда с длиной корпуса до 24 метров. У нас маломерными считаются суда с общей длиной до 20 метров, то есть длина корпуса метров 19. Для маломерных судов должны быть вообще самые простые коммерческие требования. Вторая, промежуточная группа — от 24 метров до 500 GT. Для нее посложнее требования, но тоже вполне выполнимые и имеющие экономический смысл. У нас пока ничего этого нет», — заключает Никита Горчаков.