Как устроен АВТОВАЗ – анатомия крупнейшего в России автозавода

Содержание

Сколько автомобилей выпустил автоваз за все время. Как устроен АВТОВАЗ – анатомия крупнейшего в России автозавода Младшую дочь не нашла.

Как устроен АВТОВАЗ – анатомия крупнейшего в России автозавода

В одной из своих публикаций интернет-версия Forbes писала: «Мрачноватые серые корпуса АВТОВАЗа видны еще на подъезде к Тольятти». Хороший литературный прием, но на самом деле это не так. Автозавод расположен на окраине одноименного автозаводского района города и не виден ни с одной трассы — ни со стороны Самары, ни со стороны Сызрани, ни со стороны Дмитровограда и Ульяновска. Главные же районы города, Центральный и Комсомольский, находятся на значительном удалении от заводского периметра.

Производственный периметр

Производственный периметр АВТОВАЗа включает следующие единицы: сборочно-кузовные производства LADA Priora, LADA Кalina, LADA 4х4, производство автомобилей на платформе альянса Renault-Nissan и опытно-промышленное производство. В периметре завода также находятся: металлургическое, прессовое, энергетическое производство и производство пластмассовых изделий.

SVA_8441.JPG

Металлургическое производство (МтП)

МтП называют «заводом в заводе», и это совершенно справедливо, потому что это полноценный металлургический завод, разделённый на семь подразделений: основные (кузнечное, чугуннолитейное и алюминиевое литьё) и вспомогательные (ремонтное, инструментальное, ремонтно-литейное и ремонтно-кузнечное).

• 120 000 тонн чугунного литья (90 наименований заготовок из высокопрочного чугуна)

• 35 000 алюминиевого литья (120 наименований деталей)

• свыше 103 000 тонн штампованных заготовок

• порядка 1115 тон металлокерамики (84 позиции)

• более 1 миллиона блоков цилиндров для двигателей

В кузнечных цехах делают 170 наименований штамповок и поковок — среди них блоки шестерен, шатуны, поворотные кулаки, полуоси, пружины подвесок. При этом используют методы горячей, полугорячей и холодной объемной штамповки.

Прессовое производство (ПрП)

Прессовое производство АВТОВАЗа считается лучшим в Европе. Этой информацией Бу Андерссон поделился с нами во время проекта «Один день из жизни Президента». Ежегодно ПрП выпускает более 1 миллиона автокомплектов. Они поставляются на заводской конвейер, на предприятия внешней сборки, дочерние фирмы и рынок запчастей.

Энергетическое производство ЭП

В состав ЭП входит 5 энергоцехов: западной зоны, восточной зоны, главного корпуса, металлургического производства, внешних объектов. Водоснабжение поддерживается работой трех цехов: очистные сооружения воды, очистные сооружения канализации, оборотное водоснабжение и канализация. Кроме того, в число подразделений ЭП также входят: электросиловой цех, электротехническая лаборатория, цех противопожарных автоматов, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики, цех газоснабжения, цех аварийной техники и спецмашин, цех тепловодоснабжения и ремонта сетей и электромеханический цех.

sdsssgsgsfs.png

• 2,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год (этой энергии хватило бы для города с 1,5 миллионами жителей)

• 100 миллионов кубометров хозпитьевой воды в год

• миллиарды кубометров сжатого воздуха в год

• миллиарды кубометров сжатого воздуха, триллионы — кондиционированного (в год)

• сотни тысяч кубометров ацетилена и углекислого газа в год

• более 1000 мегаватт установленной мощности головных трансформаторов

• 3,5 миллиона гигакалорий тепла

• тысячи километров трубопроводов, кабельных и воздушных линий электропередач, шинопроводов и воздуховодов

Помимо указанного ежегодно в ЭП очищаются сотни миллионов кубометров различных стоков, и даже этим деятельность подразделения не исчерпывается.

Производство пластмассовых изделий (ППИ)

ППИ — сравнительно молодое производство АВТОВАЗа, оно было создано в 1995 году. Большая честь интерьерного и экстерьерного пластика для автомобилей Lada изготавливается в ППИ. Помимо потребностей АВТОВАЗа это производство обеспечивает пластиком и предприятие GM-AVTOVAZ, где выпускают Chevrolet Niva.

Механосборочное производство (МСП)

Сейчас МСП преобразовано в три самостоятельных подразделения — производство двигателей, шасси и коробок передач. И это полностью отражает его структуру — все узлы автомобиля (за исключением связанных с кузовом) действительно собирают в МСП. Каждый год тут производят более 1 миллиона комплектов для обеспечения выпуска автомобилей на главном конвейере, в комплексе «Lada Kalina», производстве Lada 4×4, на предприятии GM-AVTOVAZ, а также для поставок на предприятия внешней сборки и на рынок запчастей.

SVA_8629 (1).JPG

Сборочно-кузовное производство (СКП)

Сборка автомобилей на АВТОВАЗе ведётся на трёх линиях. На так называемом главном конвейере сейчас две «нитки» — на одной делают Lada Priora в трёх типах кузова, а на другой — автомобили на французской платформе B0, в том числе и Lada Largus. Отдельный сборочный цех имеет трёхдверная Lada 4х4. И ещё один отдельный цех — открытый в 2004 году цех сборки машин на платформе Granta; помимо «Гранты» это Lada Kalina в вариантах хэтчбек и универсал, а также седан и хэтчбек японского бренда Datsun. А опытно-промышленное производство в полном смысле слова стоит особняком — оно вынесено за основной периметр завода, а собирают там мелкосерийные пятидверную Lada 4×4 и «Приору» в кузове купе.

SVA_8908.JPG

Сотрудники

На конец 2014 года численность персонала на АВТОВАЗе составляла 52 500 человек. Такое количество — это результат оптимизации персонала, сокращений. Для сравнения приведем официальные цифры, которые были обнародованы годом ранее. В конце 2013 года на предприятии работало 65 800 человек. Что касается средней зарплаты на АВТОВАЗе, то на основании данных прошлого года можно говорить о 26 980 рублях. По сравнению с 2013 годом рост составил 11%.

На каждого работника предприятия в 2014 году приходилось 40 выпущенных автомобилей. А по заверениям Бу Инге Андерссона, в 2015 году эта цифра должна подняться до 60. Если оглянуться назад, в то время, когда оптимизация персонала рисовалась в качестве ужасающей перспективы, а было это в 2013 году, то каждый работник в год «выпускал» 20 автомобилей. А в 2011 году этот показатель составлял лишь 5 (!) автомобилей, «выпущенных» в год одним сотрудником. В цифрах выпущенных авто это выглядит так: за 2014 год АВТОВАЗ выпустил 511 894 автомобиля.

Следите за публикациями в рубрике «Спецпроект Lada 2015». В ближайшем будущем мы расскажем о привлекательности АВТОВАЗа для рабочих и многом другом, чего вы не знали.

АвтоВАЗ

Персоны (24) работают сейчас — 11 работали ранее — 13

ФИОГородДолжность
Булов Владимир ГеннадьевичМоскваНачальник УИТ
Васильев АнтонМосква
Горбунов Алексей ВасильевичТольяттиРуководитель направления
Деревянко Максим.ТольяттиДиректор направления
Ковтун ВладимирТольяттиДиректор направления
Миннахметов ИльдарТольяттиДиректор направления
Митаев Евгений ВладимировичТольяттиРуководитель департамента логистики
Мор НиколяПрезидент
Рыженков СергейТольяттиЗаместитель начальника отдела САПР
Скворцов СергейМоскваПредседатель совета директоров

* Персоны, ранее работавшие в компании

ФИОДолжностьКомментарий
Носов Михаил ЮрьевичНачальник отдела информационной безопасности
Пронин Александр. НиколаевичВице-президент2006
Криворучко Алексей ЮрьевичВице-президент2006 — 2009
Нагайцев Максим ВалерьевичВице-президент2005
Губин Илья НиколаевичВице-президент
Артяков Владимир ВладимировичПрезидент2006 — 2007
Иванов Алексей Валерьевич
Комаров Игорь АнатольевичПрезидент2009
Москалев Михаил ВалериевичФинансовый директор (CFO)1998
Гришин Максим Владимирович
Бударин Виктор Константинович
Таранов Константин Романович
Мор НиколяГенеральный директор

Продукты (3)

ПродуктТехнологияКол-во проектов
Lada EnjoY ProАудиовизуальные системы0
Lada Connect0
Lada Vesta0

ИТ-паспорт (18)

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаАСКОНЛоцман:КБPLM — Управление жизненным циклом изделия2019
Описание проекта1С-Рарус1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом, 1С:CRM ПРОФTMS — Управление транспортом, Системы управления автохозяйством (FMS), Учетные системы, CRM2018
Описание проекта1С-Рарус1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом Корп, 1С:Управление холдингомTMS — Управление транспортом, Логистическая информационная система, Системы безопасности и контроля автотранспорта, CPM2018
Описание проектаВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS — Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2017
Описание проектаПрограмМастер (ProgramMaster)1С:ERP Управление предприятием 2.0, 1С:CRM КОРП, 1С:WMS Логистика. Управление складомERP, SaaS — Программное обеспечение как услуга, CRM, WMS, Логистическая информационная система2016
Описание проектаITERBI (Айтерби)Microsoft Enterprise Agreement Subscription (EAS)Офисные приложения2016
Описание проектаБилайн Бизнес, ВымпелКом ПАОУслуги телефонии и связи2015
Описание проектаЛАНИТMicrosoft Project ServerСистемы управления проектами2014
Описание проектаЛАНИТMicrosoft SharePointCMS — Системы управления контентом, Корпоративные порталы, СЭД2014
Описание проектаИнфоПро Группа компанийSAP ERP HCMHRM2014
Описание проектаЛАНИТOracle HyperionBI, CPM2013
Описание проектаDatadvance (Датадванс)PSE/MACROS2013
Описание проектаCisco Systems Russia (Сиско Системс)Cisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2012
Описание проектаАСКОНКОМПАС-3DСАПР2012
Описание проектаАСКОНКОМПАС-ГрафикСАПР2012
Описание проектаSITEK Group (СИТЕК)DNC — Direct Numeric ControlMES — Управление производствами и ремонтами2011
Описание проектаРусские навигационные технологии (РНТ)АвтоТрекерTMS — Управление транспортом, Системы безопасности и контроля автотранспорта, Системы управления автохозяйством (FMS), Спутниковая связь и навигация
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхZabbix Система для мониторинга сетей и приложенийNetwork Health Monitoring — Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры, Системы управления производительностью сетевых приложений

Активы

Конечные собственники

Российская автомобилестроительная компания «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. При этом предприятие ориентировано, в основном, на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.

На 2011 год производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».

Собственники

На апрель 2014 года компания «АвтоВАЗ» принадлежит на 50% альянсу Renault-Nissan и на 24,5% госкорпорации «Ростехнологии».

В июле 2014 года стало известно, что эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа превысила 50%.

Активы

На август 2011 года в состав производственных единиц ОАО «АВТОВАЗ» входят:

  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механо-сборочное производство (МСП);
  • корпус вспомогательных цехов (КВЦ), преобразованное в 2000 году в инструментальное производство (ИП);
  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • производство пресс-форм и штампов (ППШ).

На август 2011 года АВТОВАЗ производит модели сегментов B (в том числе MPV-B), С, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. руб.). Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на 4 платформах. Заявлялось, что к 2020 году компания намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На три модели — Low Cost, новая «Приора» и C-класс — будет приходиться 70% объёмов производства.

Показатели деятельности

Сокращение выручки до 2,8 млрд евро

В 2020 году «АвтоВАЗ» получил выручку в размере 2,8 млрд евро против 3,38 млрд евро годом ранее. Чистый убыток «АвтоВАЗа по международным стандартам финансовой отчетности по итогам 2020 года достиг 196 млн евро, тогда как в 2019-м чистая прибыль российского автопроизводителя измерялась 72 млн евро. Об этом сообщается в отчете группы Renault, в которую входит «АвтоВАЗ».

Там же сказано, что прибыль «АвтоВАЗа» до вычета налогов в 2020 году увеличилась в 3,6 раза в сравнении с 2019-м — с 21 млн евро до 77 млн евро соответственно. Капитальные затраты компании за год выросли со 135 млн евро до 172 млн евро. Рублёвые показатели российского предприятия в отчетности французского концерна не приводятся.

Доля доходов «АвтоВАЗа» в обороте Renault Group в 2020 году составила 6,4%, в то время как в 2019-м этот показатель равнялся чуть более 6%.

Почти все продажи «АвтоВАЗа» в 2020 году пришлись на страны, которые в отчетности Renault отнесены к группе «Евразия». Выручка российской компании в этом регионе достигла 2,78 млрд евро против 3,32 млрд евро в 2019-м. В странах Африки, Ближнего Востока, Индии и Азиатско-Тихоокеанского региона выручка «АвтоВАЗа» снизились до 11 млн евро в 2020 году с 14 млн евро годом ранее. В Европе и странах Северной и Южной Америки компания по итогам 2020 года заработала по 2 млн евро против 42 млн евро и 3 млн евро соответственно. В Китае «АвтоВАЗ» ничего не продал ни в 2020 году, ни в 2019-м.

В отчётности также сообщается, что недвижимость, производственные помещения, оборудование и нематериальные активы «АвтоВАЗа» к концу 2020 года оцениваются в 1,57 млрд евро против 1,74 млрд евро годом ранее.

Долгосрочные обязательства «АвтоВАЗа», согласно отчету Renault, выросли в 2020 году на 22%, до 1,12 млрд евро, краткосрочные — на 18% до 1,02 млрд евро. [1]

Продажи «АвтоВАЗа» с учетом экспорта сократились на 5%

В 2020 году «АвтоВАЗ» продал 393 806 автомобилей, в том числе за пределами России. Это почти на 5% меньше, чем годом ранее, свидетельствуют данные французского автоконцерна Renault (основной акционер Волжского автозавода).

Как сообщают «РИА Новости» со ссылкой на опубликованную статистику, в 2020 году «АвтоВАЗ», в частности, реализовал 383 983 легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, а также 9 823 машин Chevrolet Niva после перехода СП к «АвтоВАЗу» целиком, против 412 970 машин Lada и 1 354 Chevy Niva в 2019-м.

Французский автопроизводитель оценивает долю марки Lada на российском рынке легковых машин в 2020 году в 21,5%. Самыми популярными моделями остаются Lada Granta и Lada Vesta, которые на протяжении долгого времени удерживают лидирующие позиции среди бестселлеров.

«

»

Также в сообщении европейского концерна сообщается, что в России лидирующую позицию занимает Renault, с 30,1% рыночной долей, что на 1,2 п.п. больше, чем в 2019 году. Также французский автопроизводитель отметил, что реализация автомобилей группы Renault в России снизилась на 5,5%, в то время как показателя рынка в целом снизились на 9,2%. [2]

2019: Чистая прибыль — 385,5 млн рублей

В 2019 году «АвтоВАЗ» выручил 292 млрд рублей, что почти в точностью соответствует показателю годичной давности. Чистая прибыль автопроизводителя достигла 385,5 млн рублей, тогда как в 2018-м были зафиксированы чистые убытки в размере 286 тыс. рублей. Речь идёт о первой прибыли с 2012 года.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на составленную по РСБУ отчётность «АвтоВАЗа», себестоимость продажи компании в 2019 году составила 271,55 млрд рублей, увеличившись на 1,4% в сравнении с 2018-м.

Коммерческие расходы выросли на 2,6% в годовом исчислении, до 10,2 млрд рублей, управленческие расходы снизились на 2,2%, до 6,15 млрд рублей, прибыль от продаж упала на 46,2%, до 4,1 млрд рублей.

Из отчёта также следует, что к концу 2019 года дебиторская задолженность «АвтоВАЗа» в 2019 году составила 19,18 млрд рублей, поднявшись на 43% относительно значения годичной давности.

Долгосрочные обязательства за это время снизились на 2%, до 81,35 млрд рублей, краткосрочные — на 24%, до 51,67 млрд рублей, из них на кредиторскую задолженность пришлось 41,34 рублей, что на 25% меньше, чем в 2018 году.

По собственным данным, в 2019 году «АвтоВАЗ» продал 362 356 автомобилей, что на 1% больше, чем в 2018-м. Обновление модельного ряда Lada и выгодные условия покупки автомобилей обеспечили рост даже на фоне падения рынка, при этом доля Lada в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей выросла с 20,0% до 20,6%, отмечают в компании.

В «АвтоВАЗе» заявляют, что компания является лидером российского рынка, значительно опережая ближайшего конкурента. Второй год подряд Granta и Vesta являются самыми популярными автомобилями в РФ: по итогам 2019 года на первом месте расположилась Granta с продажами 135 831 автомобиля (+27,8% к 2018 году). На втором месте — Lada Vesta (продано 111 459 автомобилей этого семейства, +2,9%). [3]

2015: Спад продаж авто на 30,5% до 269 тыс. машин

«АвтоВАЗ», крупнейший автопроизводитель в России, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизил продажи автомобилей Lada на 30,5% с 387,3 тыс. до 269 тыс. машин, сообщил пресс-центр предприятия.

Общее падение продаж легковых машин за 2015 г. в России, по оценке «АвтоВАЗа», занимающего 17,9% автомобильного рынка РФ, составило 36%.

Французская автомобилестроительная группа Renault по итогам 2013 г. зафиксировала чистый убыток в 34 млн евро от участия в ОАО «АВТОВАЗ». В 2012 году участие в капитале АВТОВАЗа принесло Renault прибыль в 186 млн евро.

История

  • Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966—1971),
  • Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АВТОВАЗ» (с 1971).

Предприятие выпускало автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями:

  • «Жигули»,
  • «Нива»,
  • «Спутник»,
  • «Самара»,
  • «Ока».

Производство машин без магнитолы из-за дефицита деталей

В конце июня 2021 года стало известно о том, что «АвтоВАЗ» начал производить автомобили без магнитолы в комплекте. Причина — нехватка деталей. Подробнее здесь.

Николя Мор — новый президент «АвтоВАЗа»

В середине апреля 2021 года «АвтоВАЗ» сообщил о назначении Николя Мора президентом компании вместо Ива Каракатзаниса. Подробнее здесь.

«Ростех» списывает долги АвтоВАЗа на 20 млрд рублей

В декабре 2020 года стало известно о схеме списания долгов АвтоВАЗа перед «Ростехом». Речь идет о сумме в 20 млрд рублей.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на главу «Ростеха» Сергея Чемезова, половину долга погасят за счет удовлетворения требований компании к производителю компонентов ОАТ — структуре «Ростеха». Остальное госкорпорация просто простит. Доля «Ростеха» в уставном капитале «АвтоВАЗа» в результате этих действий сократится с 32,4% до 25%.

Чемезов уточнил, что списание долгов «АвтоВАЗа» связано с переводом Alliance Rostec Auto B.V. в российскую юрисдикцию. К 7 декабря 2020 года она зарегистрирована в Нидерландах.

В период 2009-2012 годов российская сторона предоставила АвтоВАЗу займы на сумму 75 млрд рублей, французские партнеры также внесли свой финансовый вклад в развитие компании. Общий объем долговых обязательств АвтоВАЗа по этим операциям превысил 110 млрд рублей. Впоследствии по договоренности сторон основные долговые обязательства были урегулированы, частично они были конвертированы в акции автопроизводителя в ходе двух этапов докапитализации в 2016 и 2018 годах. Тогда голландское СП «Ростеха» и Renault Alliance Rostec Auto B.V. увеличило долю в АвтоВАЗе с первоначальных 64,6% до 100%, в том числе за счет выкупа доли миноритариев.

В публикации приводятся мнения юристов, которые говорят, что перерегистрации СП в России может требовать правительство в связи с постоянным снижением доли «Ростеха» в капитале Alliance Rostec Auto, что сокращает влияние государства на процесс принятия решений, касающихся судьбы АвтоВАЗа.

В феврале 2020 года «Ростех» совместно с акционерами альянса заявили о намерении принять участие в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа.

«

»

Начало продажи всех моделей Lada через интернет

16 апреля 2020 года «АвтоВАЗ» объявил о начале интернет-продаж всего модельного ряда Lada. Нововведение связано с режимом самоизоляции в России.

Для онлайн-заказа и приобретения доступны все модели Lada из наличия у официальных дилеров. Для совершения покупки нужно выбрать автомобиль на сайте lada.ru. Система сама уведомит дилера, и менеджер автосалона свяжется с клиентом для дистанционной презентации выбранного автомобиля и обсуждения деталей сделки (условия trade in, использование кредита и т. п.). Установка дополнительного оборудования также доступна для заказа онлайн.

После оплаты в зависимости от ситуации в регионе автомобиль можно забрать в автосалоне или заказать доставку на дом с помощью эвакуатора.

В то же время, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и самих автодилеров, в Москве и Московской области в середине апреля 2020 года была полностью запрещена работа автосалонов, включая сервисное обслуживание машин, которое еще несколькими днями ранее было доступно в Подмосковье. Наиболее распространенное предложение дилеров — оставить заказ на автомобиль, чтобы получить его после снятия ограничительных мер.

На сайте РОАД опубликован список регионов, в которых дилерам разрешено продавать автомобилей. К 16 апреля 2020 года такая возможность доступна в 10 субъектах РФ, в том числе в Мордовии и Самарской области. Однако речь идет, как правило, о выдаче покупателям ранее оплаченных или забронированных автомобилей, которые они просто не успели получить из-за закрытия автосалонов.

«АвтоВАЗ» начал продавать все модели Lada через интернет через несколько дней после того, как компания возобновила производство автомобилей на заводах в Ижевске и Тольятти. Автопроизводитель вынужден был увести предприятия на карантин в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. [5]

2019: Выкуп доли GM-АвтоВАЗ у General Motors

«АвтоВАЗ» осуществил выкуп 50-процентной доли в совместном с General Motors предприятии — GM-АвтоВАЗ и стал обладателем контрольного пакета акций. Подробнее здесь

2018: Скрытая добыча криптовалюты

15 октября 2018 года стало известно, что Сотрудники службы безопасности «АвтоВАЗа» обнаружили в одном из тольяттинских цехов предприятия оборудование для скрытой добычи криптовалюты, сообщает издание «ТЛТ Правда». Ферма была спрятана в электрических шкафах 19-го зала управления конвейерами.

Удаленный доступ к оборудованию осуществлялся через USB 4G-модем. По данным журнала событий исследованного управляющего блока, криптоферма работала с ноября 2017 года. Специалистам также удалось выявить криптовалютный кошелек, куда поступали виртуальные монеты. В журналах операций были зафиксированы транзакции с августа 2016-го по май 2018 года на общую сумму в эквиваленте более 1,2 млн рублей.

Как отмечается, общая сумма затрат «АвтоВАЗа» на похищенную электроэнергию с ноября 2017 года составила 600 тыс. рублей. На октябрь 2018 года личность майнера уже установлена, с ним работают правоохранительные органы. [6]

Перевод 500 рабочих на производство иномарок

Рабочих «АвтоВАЗа» переводят в цех, в котором собирают автомобили на платформе В0 — Nissan Almera, Renault Logan и Lada Largus (это ребрендированная Dacia Logan MCV). Во II квартале 2014 года на производство автомобилей на В0 дополнительно потребуется около 500 рабочих: сварщиков на машинах контактной сварки, маляров и слесарей механосборочных работ. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-центре «АвтоВАЗа» [7] . В профсоюзе компании говорят, что рабочих заставляют переводиться, и угрожают обращением в прокуратуру.

С 17 по 30 апреля 2014 года основные цеха «АвтоВАЗа» приостановили производство Lada Granta и Lada Kalina по причине перенасыщенности автомобилей на складах и у дилеров. Таким образом, работать будут только производство В0 (платформа принадлежит альянсу Renaul-Nissan) и комплекс по выпуску Lada 4х4. В цеха B0 работников «АвтоВАЗа» переводят на основании личного заявления. При этом основным критерием для работы на B0 является готовность к работе в 3-сменном режиме, а также желателен опыт работы по профессии. Процесс идет в рамках оптимизации численности персонала, о которой объявляли в целом в начале года. Заявлялось, что руководителям, специалистам и служащим сначала предложат перевод на имеющиеся вакансии.

Вместе с тем весной 2013 года на «АвтоВАЗе» были массовые волнения из-за введения третьей смены — то есть каждый день работают по три бригады, которые обеспечивают круглосуточный график. Некоторые сотрудники отказывались работать по ночам и сверхурочно без прибавки зарплаты.

По словам председателя профкома «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, средняя заработная плата в ОАО «АвтоВАЗ» составляет 25,6 тыс. руб. В цехах В0 — около 30 тыс. руб. (на март 2014 года). Из свежего приказа президента компании Бу Андерссона, который распространен на заводе среди рабочих, следует, что каждому сотруднику, переведенному в цех В0, в июне 2014 года дополнительно выплатят 20 тыс. рублей.

По словам председателя профсоюза «Единство» Петра Золотарева, руководство заставляет рабочих насильно переводиться из одного подразделения в другое. В связи с этим профсоюз не исключает в скором времени коллективных действий, как вариант рассматривается обращение в прокуратуру.

В качестве примера Золотарев привел жалобу рабочего, который, по его словам, на днях обратился в профсоюз.

АВТОВАЗ перешел под контроль Renault-Nissan

В июле 2014 года стало известно, что эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа превысила 50%, доля «Ростеха» сократилась до 24,5%, сообщает газета «Ведомости». Контроль над АВТОВАЗом альянс получил благодаря концентрации в своих руках 67,13% долей в нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV, которой принадлежит 81,447% обыкновенных и 47% привилегированных акций волжского автозавода. Доля «Ростеха» в капитале Alliance Rostec Auto сократилась 32,87% [8] .

Сделка была завершена 18 июня 2014 года, рассказал «Ведомостям» президент Renault-Nissan Карлос Гон. По его словам, завершение сделки не изменит стратегию предприятия — АВТОВАЗ по-прежнему будет площадкой для выпуска автомобилей как Lada, так и брендов альянса.

Ранее гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о возможности ликвидации Alliance Rostec Auto BV и перехода на прямое владение акциями АВТОВАЗа.

На прошедшем собрании акционеров АВТОВАЗа и первом заседании обновленного совета директоров ликвидации СП не обсуждалось. Представитель «Ростеха» уточнил, что СП будет существовать до 2016 г.

Основной задачей президента АВТОВАЗа Бу Андерссона, по словам Гона, будет рост продаж и доли на рынке автомобилей Lada и удержание лидерства бренда на российском автомобильном рынке.

Объявление о выпуске Lada Priora до 2018 года

В июле 2014 года АВТОВАЗ объявил, что выпуск автомобилей LADA Priora продолжится до 2018 г., поэтому в модель будет внесен ряд улучшений.

АВТОВАЗ планирует переработать бампер и светотехнику Priora, руль получит электрообогрев, а в салоне будут применены новые обивочные материалы. Управляемость LADA Priora выйдет на более высокий уровень, благодаря настройкам подвески как у лифтбэка Granta в варианте люкс. Будут установлены газонаполненные стойки, отрицательный угол развала задних колес, новые стабилизаторы и другое оборудование. Кроме того, на LADA Priora появится вакуумный усилитель увеличенной размерности и новые колодки, доработанные с целью исключения скрипа.

Ранее сообщалось, что в конце 2015 г. АВТОВАЗ начнет серийное производство седанов Lada Vesta, которые придут на смену семейству Lada Priora. Выбор имени на АВТОВАЗе объясняют тем, что славянское имя Веста ассоциируется с домашним очагом, уютом, весной и обновлением природы.

2012: Предварительное соглашение о переходе контроля к Renault-Nissan

Основными акционерами АВТОВАЗа по состоянию на 1 апреля 2012 г. являлись:

  • госкомпания «Ростехнологии» (36,32%),
  • ЗАО «ИК «Тройка Диалог» (19,64%) и
  • французский автомобильный концерн Renault (25%).

Около 20% акций компании находились в руках физических лиц.

Совет директоров АВТОВАЗа возглавляет гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

В мае 2012 г. стало известно, что французско-японский альянс Renault-Nissan предварительно договорился с ГК «Ростехнологии» о схеме покупки контрольного пакета АВТОВАЗа: компании создадут совместное предприятие, которое приобретет полный контроль над российским автогигантом. Как ожидается, Renault-Nissan дополнительно инвестирует в СП около 750 млн долл, а «Ростехнологии» проведут реструктуризацию долга на выгодных условиях. Таким образом, Renault-Nissan получит контрольный пакет акций (67,13%) совместного предприятия, которое будет контролировать 74,5% АВТОВАЗа. Завершение сделки намечено на 2014 г. К этому моменту СП должно выкупить весь пакет акций ОАО «АВТОВАЗ», принадлежащий инвестиционной компании «Тройка Диалог».

Весной 2012г. на заводе было запущено производство «универсала» Lada Largus, в ноябре 2012г. стартует производство седана Nissan Almera.

2011: Покупка завода «ИжАвто»

В октябре 2011 г. АВТОВАЗ приобрел автомобильный завод «ИжАвто» за 1,7 млрд руб.

С 2011 г. АВТОВАЗ прекратил производство классических моделей (2105, 2107). Заявлялось, что с 2014 г. планируется снять с производства семейство Sаmara.

Чистая прибыль ОАО «АВТОВАЗ» по МСФО в 2011 г. выросла почти в 2 раза по сравнению с 2010 г. до 6,7 млрд руб. При этом выручка автогиганта по МСФО была зафиксирована на уровне 175,1 млрд руб. (рост 27,25% к 2010 г.). Чистая прибыль ОАО «АВТОВАЗ» по РСБУ в 2011г. составила 3,1 млрд руб. (рост на 25,6% к 2010г.), выручка — 174 млрд 846 млн руб. (+27,6%), в том числе выручка от реализации автомобилей составила 138 млрд 041 млн руб., что соответствует продаже 613 тыс. автомобилей. Объем продаж АВТОВАЗа в 2011г. на российском рынке составил 578 тыс. 387 автомобилей (рост на 10,6% к 2010г.)

2010: Доля «Ростехнологий» выросла до 36%, «Тройки Диалог» сократилась до 19%

В марте 2010г. совет директоров АВТОВАЗа одобрил бизнес-план до 2020 г., согласно которому планировался рост производства до 1,2 млн штук, а также инвестиции в предприятие в размере до 3 млрд евро.

Летом 2010 г. акционеры АВТОВАЗа подписали соглашение о поэтапном увеличении уставного капитала компании, по итогам которого доля «Ростехнологий» в автогиганте к весне 2012г. выросла до 36,32 % уставного капитала, а доля «Тройки Диалог» сократилась до 19,4% [9] .

Кризис и ссуда государства на 25 млрд руб

В результате экономического кризиса 2008-2009 гг. и вызванного им кризиса сбыта продукции в начале 2009 г. АВТОВАЗ попал в тяжелейшую финансовую ситуацию. На конец марта 2009г. его долг поставщикам составил около 14 млрд рублей, за первые 9 месяцев 2009 г. его производство упало почти вдвое. Опасаясь социального взрыва из-за массовых увольнений на градообразующем предприятии, государство выделило автозаводу беспроцентную ссуду на 25 млрд руб., благодаря которой АВТОВАЗу удалось рассчитаться с кредиторами. Кроме того, в рамках господдержки модельный ряд АВТОВАЗа попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В октябре 2009 г. АВТОВАЗ в презентации бизнес-плана впервые признал, что производит автомобили «чрезвычайно низкого» качества и назвал себя неэффективным по многим пунктам. Особо было отмечено низкое качество покупных комплектующих и нежелание руководства завода и местных поставщиков вкладывать прибыль в модернизацию производства. В результате в ноябре 2009г. ГК «Ростехнологии» и Renault подписали протокол о сотрудничестве в рекапитализации АВТОВАЗа, предусматривающий финансовую помощь заводу со стороны РФ в обмен на содействие Renault в использовании технологий альянса Renault-Nissan.

Поддержка через госпрограмму утилизации авто

Еще одним шагом по поддержке автопроизводителя стала стартовавшая весной 2010г. госпрограмма утилизации подержанных автомобилей, основным выгодоприобретателем от которой стало тольяттинское предприятие.

2008: Renault выкупает блокирующий пакет компании

После неудачной попытки восстановления было решено обратиться за помощью к иностранному инвестору. Однако для этого необходимо было сначала избавиться от непрозрачной структуры собственности завода. В помощники в этой связи была взята инвесткомпания «Тройка Диалог», которая скупила акции предприятия, став одним из его акционеров. В результате в январе 2008 г. были ликвидированы три «дочерних» предприятия АВТОВАЗа, а уже в феврале – блокирующий пакет акций завода был продан французскому концерну Renault за 1 млрд долл. По итогам сделки, акции автогиганта распределились следующим образом:

  • госкомпания «Ростехнологии» — 25%,
  • ЗАО «ИК «Тройка Диалог» — 25% и
  • французский автомобильный концерн Renault — 25%.

2005: Чемезов как антикризисный менеджер

В результате в качестве антикризисного менеджера на АВТОВАЗе был выбран набиравший тогда силу «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова (позже вошедший в «Ростехнологии»), который к тому же обладал большим административным ресурсом. Когда в 2005 г. АВТОВАЗ перешел под контроль «Рособоронэкспорта» Чемезов делал ставку на синергию между АВТОВАЗом и предприятиями ОПК, обещая привнести высокие технологии в машиностроении из военной промышленности. Однако вскоре выяснилось, что поднять автогигант своими силами не получается.

2001: СП GM-Автоваз

В начале 2000-ых конъюнктура российского автомобильного рынка начала резко меняться. С одной стороны, российских потребителей перестало устраивать невысокое качество отечественных машин. С другой — иностранные производители принялись активно разворачивать в России свои производства, а цены на их автомобили стали опасно приближаться к долларовой стоимости новой «десятки». В 2001 г. АВТОВАЗ попытался повернуть ситуацию в свою пользу, создав совместное предприятие с General Motors при участии ЕБРР.

27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и Развития было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия. Само СП было создано на учредительном заседании 30 июля 2001 года и получило регистрацию в Минюсте России 2 августа 2001 года.

Набор персонала начался с 27 августа, а строительные работы – с октября 2001 года.

Вклад сторон в уставный капитал СП составил 238,2 миллиона долларов США:

  • Дженерал Моторс – 99,1 миллиона денежными средствами и оборудованием (41,61%);
  • АВТОВАЗ – 99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,61%);
  • Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) – 40 миллионов долларов денежными средствами (16,78%) и кредит на 100 миллионов долларов.

Вскоре СП «GM-АВТОВАЗ» начало выпуск автомобиля Chevrolet Niva, однако существенным образом ситуация не изменилась.

1995: Выпуск «десятки»

Что касается технологической сферы, как и большинство отечественных предприятий, ВАЗ тяжело переживал первые постперестроечные годы. Несмотря на наличие спроса и относительно высокие объемы производства, выход новых автомобилей задерживался. Ситуация усугублялась преступной системой сбыта продукции автогиганта, благодаря которой вырученные деньги оседали в карманах посредников, а на модернизацию средств не оставалось. Так, разработанная еще в 1989 г. модель «десятки» (ВАЗ-2110) увидела свет лишь в 1995, когда она уже морально устарела.

1993: Демонстрация «десятки» президенту Ельцину в Кремле

1989: Спекуляции Березовского

Иностранные автопроизводители практически не могли конкурировать с российскими — слишком велика была разница в ценах. Учитывая, что сырье и рабочая сила в то время стоили мало, перед продавцами автомобилей открывались поистине огромные возможности. В результате вокруг завода развернулся настоящий бандитский беспредел. Многочисленные посредники, продававшие втридорога дешевые вазовские автомобили, наживались на материнской компании и не хотели уступать конкурентам свою долю рынка.

Именно в это время в 1989 г. на заводе появился Борис Березовский, с подачи которого на базе автозавода была создана фирма «ЛогоВАЗ». И хотя первоначально в задачи фирмы входило поддержание системы технического обслуживания завода, впоследствии она в основном занималась реализацией его продукции, получая большие доходы от разницы отпускных и рыночных цен.

В августе 1994г. Березовский вошел в состав совета директоров автозавода, который к тому времени уже был акционирован и преобразован в ОАО «АВТОВАЗ». Чтобы получить контроль над предприятием Б.Березовский и тогдашний председатель совета директоров завода В.Каданников придумали «кольцевую» схему его акционирования, согласно которой АВТОВАЗ владел несколькими предприятиями, которые в свою очередь владели АВТОВАЗом. Так, сначала вазовский менеджмент выбирал руководство этих предприятий, в ответ представители этих предприятий выбирали, кто будет руководить АВТОВАЗом. Таким образом, чтобы контролировать завод, не нужно было скупать его акции, достаточно было просто заполучить ключевые посты. Данная схема владения сохранилась на заводе и после того, как в 1995г. В.Каданников официально прекратил сотрудничество завода с «ЛогоВАЗом» Березовского, который к тому времени задолжал предприятию крупную сумму денег.

1977: Внедорожник «Нива»

В 1977 г. предприятие начало производить автомобиль повышенной проходимости «Нива» (ВАЗ-2121).

Хотя автомобили ВАЗ были рассчитаны преимущественно на внутренний рынок, они хорошо продавались и за рубежом. В пиковом 1979 г. за границу было отправлено около 40% вазовских малолитражек.

Известно так же, что в конце 70-х — начале 80-х на ВАЗе велась активная разработка отечественных электромобилей. Впрочем, в массовое производство они так и не поступили.

В конце 80-х – начале 90-х на фоне разваливающейся российской экономики ВАЗ уверенно держался на плаву, производя практически единственный российский продукт, который россияне были готовы покупать. Спрос на легковые машины автогиганта (к тому времени к «классическим» седанам и «Ниве» уже прибавились переднеприводные хетчбэки «Самара» (ВАЗ-2108) и «Спутник» (ВАЗ-2109), а также малолитражная «Ока») постоянно превышал предложение.

Выпущен миллионный автомобиль

В декабре 1973 г. предприятие выпустило свой миллионный автомобиль.

Презентация Lada в Нью-Йорке

1976: Начало выпуска «шестерки»

В последующие годы автозавод регулярно обновлял свой модельный ряд. В течение 10 лет увидели свет семь классических моделей «Жигулей», наибольшую популярность из которых приобрел BAЗ–2106, знаменитая «шестерка», выпущенный в производство в 1976 г. (перестал производиться только в 2006 г.).

1971: Присоединение поставщиков комплектующих

В 1971 г. с целью объединить поставщиков комплектующих для производства вазовских малолитражек на базе Волжского автозавода было образовано Волжское объединение по производству легковых автомобилей («АВТОВАЗ»). В состав объединения были включены три предприятия:

  • Белебеевский завод «Автонормаль»,
  • Димитровградский автоагрегатный завод,
  • Скопинский автоагрегатный завод.

1970: Выпуск первых «копеек»

Уже в 1970 г. на новом предприятии, получившем название Волжского автозавода (ВАЗ), были произведены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», впоследствии эта модель получила в народе прозвище «копейка».

Конструкция ВАЗ-2101 хоть и с доработками копировала итальянскую модель Fiat-124 1966 года. При этом материалы и комплектующие для автомобилей использовались исключительно советские.

1960-е: Строительство завода

Официальной датой регистрации ОАО «АВТОВАЗ» является 5 января 1993г. Однако фактически история завода началась значительно раньше — в 1960-х гг.

В 1966 г. председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу по строительству нового автомобильного завода. Крупнейшее в Советском Союзе предприятие по производству легковых автомобилей решено было разместить в городе Тольятти Самарской области, где в 1967 г. началось его активное строительство, по доброй советской традиции, объявленное ударной комсомольской стройкой. Технический проект строительства подготовил итальянский автомобильный концерн Fiat, который также обязался поставить на новый завод основное технологическое оборудование и провести обучение специалистов. Производственное оборудование для завода создавалось на отечественных заводах, предприятиях социалистического содружества, а также Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.