Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)
Новый 2021 год богат на изменения в области тахографии. Так, наиболее важным является Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440, который стал действовать вместо приказа №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также ряд законов поменяли нумерацию. Но обо всем подробнее.
Итак, рассмотрим последние изменения, которые были внесены в приказ Минтранса №440.
Но сначала остановимся на вопросе: какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами согласно приказу Минтранса №440?
- Грузовые автомобили,эксплуатируемые физическими лицами, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (N1)
- Транспортные средства категории N2, N3 эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
- Транспортные средства категории М2 и М3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
- Транспортные средства категории М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров.
- .
ИСКЛЮЧЕНИЯ: виды транспортных средств, которые НЕ подлежат обязательному оснащению тахографами
Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:
- специально оборудованные для перевозки живых животных;
- транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
- специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
- передвижные библиотеки;
- передвижные автосцены;
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения. » изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению. ».
Требования к тахографам
Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.
В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:
- В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
- Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
- Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
- Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.
Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).
Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.
В карте также произошла замена следующих терминов:
- организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
- термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
- периодическая инспекция заменена на термин «настройка».
Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.
Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.
Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:
- замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
- сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
- проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:
- демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
- передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:
- выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
- демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
- направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.
Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства
Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:
- Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
- В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.
Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:
- специально оборудованные для перевозки живых животных;
- транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
- специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
- передвижные библиотеки;
- передвижные автосцены;
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения. » изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению. ».
Новые термины
Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:
Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.
Мастерская — сервисный центр.
Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.
Новые нумерации законов в области тахографии
до конца 2020г. | с января 2021г. |
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” | ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…” |
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” | ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” |
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” | ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” |
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” | ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” |
Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ «Росавтотранс». Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.
Закон № 220-ФЗ от 13.07.2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации»
Осуществление перевозок регулируется законодательно практически в любой стране мира. Россия здесь не исключение. В нашем государстве действует ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок», в котором закрепляются все основные нормы, касающиеся представленной сферы.
Общие положения
Какие отношения регулирует ФЗ-220? Статья № 1 представленного нормативного акта говорит про организацию, установление, изменение и отмену регулярных перевозок при помощи наземного транспорта. Закон касается как юридических, так и физических лиц.
Статья № 2 ФЗ-220 гласит про юридическую базу рассматриваемого явления. Так, важнейшими правовыми источниками здесь являются Гражданский кодекс, непосредственно Федеральный закон, а также некоторые другие нормативные акты, в которых закреплены нормы, касающиеся перевозок на регулярной основе. Все документы, составляемые в целях планирования регулярных перевозок, должны соответствовать рассматриваемому Федеральному закону.
Федеральный закон закрепляет норму, согласно которой субъекты РФ могут перераспределять полномочия по формированию и организации пассажирских перевозок и провоза багажа.
Основные понятия ФЗ
Что представляет собой маршрут регулярных перевозок межрегионального типа? Согласно статье 3 рассматриваемого закона, это стандарт по осуществлению перевозок в границах более двух регионов России. Маршрут перевозок может быть и муниципальным; здесь закон говорит о границах всего одного субъекта.
Закон закрепляет понятия начального и конечного остановочных пунктов. В случае с начальным пунктом речь идет про самый первый пункт, с которого отправляется транспорт. Конечным же пунктом называют последнюю остановку, указанную в расписании и маршруте.
ФЗ-220 закрепляет три основных вида транспортных средств: это троллейбусы, трамваи и автобусы. Регулярные перевозки также делятся на несколько видов. Они могут регулироваться или не регулироваться тарифами.
Об установлении и изменении маршрутов
Согласно статье 4 220-ФЗ от 13.07.2015, маршруты межрегионального типа могут устанавливаться только федеральными исполнительными органами. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут влиять на процесс формирования маршрута. Например, они имеют право на внесение предложений или на обжалование уже составленных документов. На изменение уже составленных маршрутов у заявителей есть всего три дня. Стоит также отметить возможность изменять маршруты сроком до 30 дней в случае чрезвычайного происшествия.
Составленный маршрут попадает в специальный реестр маршрутных перевозок, имеющих регулярную основу. Особые требования закон предъявляет к остановочным пунктам. Располагаться они должны на оптимальном расстоянии, обязательно поблизости от мест пересечения автомобильных дорог подъездного типа.
В статье 5 рассматриваемого нормативного акта рассказывается про составление заявления, касающегося установления или изменения того или иного маршрута. Заявление должно содержать:
- протяженность маршрута;
- данные о юридическом лице или ИП;
- наименование маршрута;
- информация об улицах и дорогах, через которые проходит маршрут;
- характеристика транспортных средств, проходящих по установленному маршруту.
Таким образом, 220-ФЗ от 13.07.2015 наглядно иллюстрирует тот факт, что составление и изменений маршрутов — это довольно сложный и обширный процесс.
О полномочиях по установлению и изменению маршрутов
Если речь идет про маршруты в границах всего лишь одного городского поселения, то обязанности по установлению, ликвидации или изменению пути возлагаются на местный самоуправленческий орган. То же самое касается регулируемых тарифов, а также маршрутов, проходящих более чем через два поселения в рамках одного района муниципального уровня.
Если же речь идет про города федерального значения, коих на данный момент три, то установление, изменение и отмена транспортных маршрутов являются обязанностями исполнительных инстанций соответствующих субъектов. Маршруты же межрегионального уровня формируются исполнительными органами тех субъектов, через которые пролегает маршрут.
О реестре маршрутов
Вся информация об организации пассажирских перевозок должна содержаться в специальных государственных реестрах. Статья № 25 Закона 220 (ФЗ «Об организации перевозок») гласит о том, что подобные реестры должны вести регионы. На федеральном же уровне существует единый реестр, содержащий в себе данные о наиболее крупных перевозках. Ведением реестра занимаются региональные исполнительные органы власти.
Что именно должно быть включено в реестр? Вот на что указывает статья № 26 220-ФЗ «О перевозках»:
- наименование маршрута;
- номер регистрации маршрута;
- порядковый номер маршрута;
- сведения об остановочных пунктах промежуточного типа;
- протяженность маршрута;
- вид перевозок, имеющих регулярную основу;
- дата начала и окончания перевозки;
- примерное расписание для каждого остановочного пункта;
- виды транспортных средств, эксплуатируемых на указанном маршруте;
- иные требования, закрепленные в ФЗ-220.
О требованиях к объектам транспортной инфраструктуры
Остановочные пункты являются неизменными объектами инфраструктуры транспортного типа. В каких случаях допускается использование остановочных пунктов? Вот на что указывает статья № 30 Федерального закона № 220:
- при подъезде к автовокзалу или автостанции;
- в поселении, если остановочный пункт, не являющийся автовокзалом или автостанцией, находится в его границах.
Все остановочные пункты должны подлежать обязательной регистрации.
Статья 33 повествует о стоянках для транспортных средств. Согласно закону, с 22 вечера до 6 утра они должны осуществляться на специальных парковках, которые полностью соответствуют требования закона. Места расположения стоянок также являются объектами транспортной инфраструктуры, а потому информация о них входит в соответствующий реестр.
Что запрещается делать владельцу объекта инфраструктуры транспортного типа? Статья № 34 рассматриваемого закона говорит о невозможности отказать в пользовании услугами лицам, имеющим право осуществлять перевозки, о запрете на взимание платы за использование элементов обустройства дорог, а также на навязывание платных услуг, в которых водители не могут быть заинтересованы.
О проведении государственных проверок
Какими полномочиями обладают государственные контрольно-надзорные инстанции в области осуществления перевозок на регулярной основе? В статье № 35 ФЗ-220 от 13.07.2015 (с комментариями от этого же года) говорится о необходимости соответствующими органами проверять:
- соблюдение условий договора ИП, юридическими лицами или сторонами простого товарищества, а также требований по контракту — муниципального или федерального уровня;
- наличие у водителя маршрутной карты и соответствий указанным техническим характеристикам транспортного средства.
В обязанности водителей входит качественное осуществление регулярных перевозок, а также предъявление по требованию соответствующих инстанций всей необходимой документации, в том числе и маршрутной карты.
Составление отчетов
Юридические лица или ИП, входящие в систему транспортной инфраструктуры, обязаны своевременно направлять в исполнительные властные органы ежеквартальные отчеты об осуществлении перевозок, имеющих регулярную основу. Форма и сроки таких отчетов устанавливаются самими государственными органами.
Стоит также отметить, что органы транспортного контроля обязаны своевременно информировать федеральные инстанции о следующих происшествиях:
- приостановлении или аннулировании лицензии на перевозки;
- вступлении в законную силу решения о ликвидации отдельного остановочного пункта;
- привлечении юридического лица или ИП к ответственности.
Таким образом, рассматриваемый нормативный акт устанавливает довольно сложную, но очень эффективную и действенную систему транспортных перевозок.