Объединитель Японии Тоётоми Хидэёси и системные реформы для стабилизации общества

Сколько сословий было в японии в раннее новое время. Объединитель Японии Тоётоми Хидэёси и системные реформы для стабилизации общества Это было необходимо, чтобы обеспечить всю армию оружием, которого требовалось очень много, поскольку в ряды Красной Армии каждый день вступало огромное количество добровольцев.

Объединитель Японии Тоётоми Хидэёси и системные реформы для стабилизации общества

В первой половине XVI века в Японии не прекращались междоусобицы среди самурайских родов. Когда государственная раздроблённость стала нормой общественно-политической жизни, в стране появились силы, попытавшиеся восстановить единство. Во главе их встал Ода Нобунага, правитель маленькой, но зажиточной провинции Овари. Он в 1570 году захватил столицу Киото и всего за три года ликвидировал сёгунат Муромати. Благодаря протекции христианству и широкому применению огнестрельного оружия, Нобунага сумел за 10 лет покорить столичную область Кинки и Центральную Японию. Постепенно он реализовывал план объединения «Поднебесной», беспощадно подавляя светские и буддийские центробежные силы, восстанавливая авторитет императорского дома и поднимая разрушенную войнами экономику.

Помощь со студенческой работой на тему Объединение Японии на заре нового времени

Курсовая работа 440 ₽ Реферат 230 ₽ Контрольная работа 240 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В 1582 году Нобунага погиб от рук своего же генерала, так и не успев воплотить в жизнь все свои замыслы. Однако взятый им объединительный курс продолжил его талантливый подчиненный — Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин мертвого сюзерена и ликвидировал самостоятельные родовые государства провинциальных правителей. В 1590 году Япония была окончательно объединена силами Хидэёси, ставшего единолично править страной. По его указанию был составлен Всеяпонский земельный кадастр, ликвидировавший систему частных имений и определивший уровень производительности земли. Земля передавалась в руки крестьянам, которые были должны платить правительству налоги в полном соответствии с этим уровнем. Также Хидэёси провел социальную реформу, разделившую население на военных администраторов и гражданских подданных, с конфискацией у последних оружия. На исходе жизни Хидэеси начал войну с Кореей и гонения на христиан, которые его потомкам стоили власти.

Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

В течение долгого времени вы изучали историю стран Запада, узнавали, как развивалось общество. Теперь вам предстоит познакомиться с особенностями развития восточных государств в XVI–XVII веках.

Во время урока вы узнаете, что повлияло на мировоззрение жителей Индии, Китая и Японии, как складывались хозяйственные и социальные отношения в этих государствах.

Начнем рассмотрение стран Востока со способов землевладения

, характерных для этих государств.

В восточных странах главным собственником всех земель было государство. В Индии все завоеванные территории становились частью земельного фонда, из которого и раздавались наделы, они получили название джаги́ры

. Однако участки оставались в собственности государства. Их держатель –
джагирда́р
– был временным и не имел права передачи земли по наследству. Как правило, джагирдары владели несколькими десятками тысяч гектаров, часть доходов с которых шла на содержание воинских отрядов. Джагирдар не пользовался одним наделом на протяжении всей жизни. Через определенное количество лет ему давался новый земельных участок, где снова приходилось выстраивать хозяйство.

Существовала и частная собственность на землю. Этим правом пользовались покоренные князья, платившие дань, шейхи, имевшие небольшие владения и позже мусульманские богословы. За использованием земель следило специальное ведомство – диван

В Китае земли делились на государственные и «народные» (частные).

К государственным относились

· земли, конфискованные у преступников;

· земли императорского дома;

· земли, пожалованные чиновникам, князьям, храмам;

· участки, принадлежащие военным поселениям.

Все остальные земли были частными, владеть ими могли как феодалы, так и крестьяне. Частыми были захваты знатью территорий, которыми владели крестьяне.

Существовали «должностные поля

» – это государственные земли, которые предоставлялись чиновникам на время их службы. Были также «
поля для поддержания бескорыстия
», их получали чиновники, у которых была плохая оплата труда, и, чтобы они не брали взяток, им предоставляли земли, дававшие доход. Большая часть крестьян пользовалась землей на условиях аренды.

В Японии вся земля была в собственности государства. И крестьяне, и феодалы получали наделы во временное пользование. Размер участка крестьянина зависел от количества людей в семье, а у феодала – от знатности. В любой момент земля могла быть конфискована. Такая система способствовала укреплению центральной власти.

Деревенская община.

Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община. Узнаем, каковы были особенности ее организации в Китае, Индии и Японии.

В Индии община была очень крепкой. Земельные владения принадлежали не отдельным людям, а общинам, внутри которых уже раздавались участки семьям. В коллективном пользовании оставались леса, пастбища, пустоши. Каждая община вносила определенную сумму налога государству за право пользования землей. Таким образом, государству облегчался процесс сбора налогов. Управление общиной осуществлял совет, состоящий из 5 наиболее зажиточных жителей.

Помимо занятия сельским хозяйством, общинники могли заниматься ремеслом. Однако жители общины были обязаны содержать несколько профессиональных ремесленников, которые обслуживали потребности в одежде и предметах быта.

Все должности внутри общины были четко распределены и передавались по наследству. Получалось, что оставаясь свободным, житель общины не мог ее покинуть, потому что имел право чем-либо заниматься только в своей общине. За ее пределами он становился пришлым

и лишался прав. У пришлых не было права голоса, они могли иметь земельный участок только на условиях аренды, получая 1/8 часть от урожая. Неполноправными были и ремесленники.

В Китае деревенскую общину составляли 100 дворов, разделенные на группы по 10 дворов. Во главе всей общины стоял староста

, а группы дворов возглавляли
деся́тские
, которых выбирали среди тех, кто достиг 50 лет и отличался безупречным поведением.

Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни. Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю.

В китайской общине существовала круговая порука. В случае невыплаты налогов или отказа от выполнения повинностей одним из жителей общины, его работа перекладывалась на других жителей. Это облегчало сбор налогов и контроль за поступлением средств в казну.

В Японии деревенская община значительно окрепла к XV веку, она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов ее жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами. Руководство общиной

· осуществляло общее собрание;

· занималось распределением воды;

· решало, как использовать угодия;

· делило между жителями трудовые повинности.

Правом голоса на собрании обладали только те крестьяне, которые владели земельными участками. Таким образом, община сокращала вмешательство императорских чиновников и разграбление крестьян.

Сословия.

Одной из главных особенностей традиционных обществ стран Востока было четкое разделение на сословия. Каждый вел жизнь так, как предписывали ему правила и сословная принадлежность.

общество делилось на
4 ва́рны
: бра́хманы, кша́трии, ва́йшьи, шу́дры. Каждая варна включала в себя множество каст, всего их более двух тысяч, многие их которых сохранились до сих пор. Рассмотрим подробнее варны индийского традиционного общества.

– это высшая варна, ее можно сравнить с европейским духовенством. Брахманы выполняли обязанности писарей, священнослужителей, учителей, судей и чиновников.

Вторую ступень занимали кшатрии

. Это было воинское сословие. С детства их воспитывали сильными и мужественными, готовыми встать на защиту государства. Главной целью кшатриев был контроль за соблюдением порядка и закона. Только они были наделены правом убивать тех, чье поведение не соответствовало правилам варны. Среди кшатриев, как правило, выбирали правителей.

– это третья ступень социальной лестницы индийского общества, включающая в себя торговцев, ростовщиков и ремесленников.

На четвертой ступени находятся шудры

. Это земледельцы и слуги. Их основное занятие это обработка земли и скотоводство, а также прислуживание трем высшим варнам. В современной Индии это самая многочисленная группа населения.

Вне социальной лестницы в Индии находились «неприкасаемые

». Это люди, которые занимались очисткой улиц от мусора, работой с кожей животных и глиной, стиркой. Они селились вдалеке от других жителей, не имели права посещать храмы. Считалось, что они могут осквернить представителей варн.

В Китае общество делилось на привилегированные и непривилегированные слои.

К первым относились родственники императорской семьи и знать, имевшая титул. Отличительной чертой китайского общества было существование такого сословия как шэньши́

, это были люди, которые сдали экзамен на право занимать государственные должности. Они были учеными и пользовались всеобщим уважением. Важным является то, что правом сдать экзамен на звание шэньши обладали и представители непривилегированных сословий, к которым относились землевладельцы, крестьяне, торговцы и ремесленники. Самым низшим сословием в Китае были люди, которые не платили налоги – рабы, артисты, монахи, слуги, палачи.

В Японии сословная структура складывалась в схему СИ-НО-КО-СЁ

. Или воинов
,
крестьян, ремесленников и торговцев. Над всеми сословиями находился император, которого обожествляли, и родовая знать.

Высшим сословием были самура́и

. Это представители японского дворянства, основной задачей которых являлось несение воинской службы. Во время войн между феодалами формировались отряды из самураев, от умений которых и зависел исход войны. У самураев был свой кодекс, согласно которому они жили – «
Бусидо́
», или путь воина. Он предусматривал верность господину, скромность, вежливость, способность принести себя в жертву. В случае смерти своего господина, самурай совершал «
сепу́кку
», ритуальное вспарывание живота.

Обратите внимание, что крестьяне

занимали вторую ступень социальной лестницы. Они пользовались уважением, так как обеспечивали пропитанием самураев и императора. Однако их жизнь была определена в очень строгие рамки. Крестьяне не имели права есть рис или печь из него лепешки, это считалось большой растратой, так как рис в то время был синонимом богатства. Одежду носили только изо льна или хлопка.

Все ремесленники

были объединены в цехи. В выборе ремесла руководствовались наследственностью. Если отец занимался изготовлением одежды, то его дети тоже будут это делать. Ремесленники делились на три категории:

· те, кто имел свой магазин;

· те, кто выполнял работу на месте;

были источником обогащения императорского дома, поэтому пользовались большей свободой. У них был свой устав, купцам было запрещено играть в азартные игры, сочинять стихи, учиться искусству быстрого рисования и владения мечом. Это все могло отвлекать от непосредственной работы.

Религия.

Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий – конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.

Конфуцианство

сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.

Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство

». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство

». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.

Само учение основывалось на 5 принципах:

· любовь к людям, именно его авторству принадлежит правило «Не делай человеку того, что не желаешь себе

Каждый житель Китая должен был им соответствовать.

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм

. Эта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Бу́дда учил, что вся жизнь человека – это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится с исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, следует сделать следующее:

· поверить, что мир полон страданий;

· ограничить свои желания и стремления;

· говорить только правду и добрые слова;

· совершать добрые дела;

· не наносить вред живому;

· следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.

Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождени

е и он сможет стать представителем высшей касты.

В Японии национальной религией стал синтоизм

. Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII веке, когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению существует
богиня солнца Аматэра́су
. Император является ее прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял ее суть.

Таким образом, давайте сравним три восточных государства по тем показателям, которые мы рассмотрели. В Индии и Японии вся земля находилась в государственной собственности, в Китае существовали как государственные, так и «народные» земли. Деревенская община везде имела самоуправление. Сословия в Индии были представлены четырьмя варнами: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры; в Китае были привилегированные и непривилегированные сословия, в Японии – сословия воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Основными религиями были: буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии.

Ода Нобунага

Ода Нобунага (23 июня 1534 — 21 июня 1582) — в период Сэнгоку военно-политический японский лидер, один из самых выдающихся самураев в истории Японии, посвятивший жизнь объединению страны.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Ода Нобунага начал объединение Японии в 1568 году. Его армия заняла японскую столицу Киото с целью покарать убийц бывшего сёгуна Асикага Ёситэру. Новым сёгуном при участии Нобунага провозгласили младшего брата погибшего — Ёсиаки. В честь события Нобунага повелел построить для нового сёгуна замок Нидзё. Демонстрируя верность сёгуну, он лично руководил строительством замка, укрепляя тем самым собственное влияние.

В 1573 г. Ода Нобунага положил конец правлению сёгуна из династии Асикага, ликвидировав сёгунат как систему государственного управления. Тем самым завершился 200-летний период Муромати. Нобунага повысил авторитет императорского двора, находившегося под его контролем. В Адзути он построил замок, который стал его резиденцией и дал название периоду истории Японии.

К тому времени он подчинил почти всю центральную Японию, но стремление создать централизованное государство сталкивалось с противодействием двух феодальных домов — Мори на западе и Такэда на востоке. Был также и третий противник — буддийские монастыри.

Монастыри в Японии были не просто религиозными центрами, но также крупными военными и экономическими центрами. Настоящим государством в государстве был неприступный монастырь Энрякудзи секты Тэндай на горе Хиэй в окрестностях Киото. Тысячи строений, огромное число монахов и войско. Крупнейшим религиозным, культурным и экономическим центром был храм Хонгандзи секты Синсю в провинции Сэтцу. На захват Энрякудзи у Нобунаге ушло два года, а монастырь храма Хонгандзи сопротивлялся ему 11 лет. Огнем и мечом все было уничтожено: хранилища древних рукописей и книг, уникальные ценности, склады, жилые здания и ремесленные кварталы.

В это же время на востоке страны развертывались главные сражения армий Токугава и Такэда. После смерти главы династии Такэда Сингэн, его сын Кацуёри желал стать сильнейшим даймё в стране. В 1575 г. объединенные силы Нобунага и Токугава в сражении при Нагасино нанесли войскам Кацуёри сокрушительное поражение. В этой битве войска Нобунаги впервые широко применили огнестрельное оружие.

После одержанной победы началась подготовка к очередной кампании. Новым противником был Мори Тэрумото — крупнейший японский феодал. Его владения занимали западную часть о. Хонсю и составляли одну шестую часть от всей территории страны. Победить его Ода Нобунага не успел. В результате предательства одного из вассалов он погиб в 1582 г.

Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)

Буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Глубокий кризис феодальной системы, обострение классовой борьбы, угроза колониальной экспансии и необходимость в связи с этим укрепления экономики страны заставили новое правительство Японии стать на путь проведения политических и социально-экономических преобразований. Намерения реформаторов были изложены еще во время гражданской войны в 1868 г. в клятвенном обещании императора созвать «широкое собрание» и решать все государственные дела «в соответствии с общественным мнением». Всему народу было обещано позволение «осуществлять свои собственные стремления и развивать собственную деятельность». В заявлении был определен и путь выхода из кризиса: «Знания будут заимствоваться во всем мире и таким путем основы империи будут упрочены».

Программа реформ начала осуществляться сразу после свержения сёгуната, затронув основные сферы жизни японского общества.

В социально-экономической сфере начало реформам положил закон 1867 г., отменивший монополию ремесленных цехов и купеческих гильдий. Были ликвидированы внутренние таможенные барьеры между отдельными княжествами, что создавало условия для образования единого внутреннего рынка.

В 1871 г. была отменена феодальная система сословного деления общества, провозглашено равенство всех сословий перед законом, свобода выбора профессии и места жительства. В 1872 г. введена единая денежная система. Но самым значительным преобразованием в социально-экономической сфере стала аграрная реформа, законодательно оформленная рядом актов 1871-1873 гг. Суть ее заключалась в следующем. Упразднялось крупное феодальное землевладение. Земельные владения феодальной знати государство выкупало на выгодных для помещика условиях — ему выплачивалась пожизненная денежная пенсия, примерно равная 10% прежнего валового дохода от владений. Утверждалась частная собственность на землю: была разрешена купля-продажа земли и проведена поземельная перепись населения, в ходе которой землю передавали в собственность тем, кто ее фактически обрабатывал.

Отменялись все феодальные подати и повинности и вводился ежегодный денежный налог (3 % от стоимости земли), взимаемый центральным правительством.

Радикального перераспределения земли не произошло (определенная масса крестьян оставалась малоземельной и безземельной), но тем не менее аграрная реформа 1871-1873 гг. способствовала утверждению капиталистических отношений в деревне.

Важные преобразования затронули и государство. Реформированию подверглись армия, государственный аппарат, административно-территориальное устройство Японии.

В начале 70-х годов, используя зарубежный опыт, власти начали реорганизацию вооруженных сил. Германский опыт стал определяющим при создании сухопутных войск, английский — при формировании военно-морского флота. В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность. Самураи потеряли свое исключительное положение воинов, но за ними было оставлено привилегированное право на занятие офицерских должностей.

В 1871-1878 гг. изменилось административно- территориальное устройство и местное самоуправление Японии. Деление на княжества было ликвидировано, а введены более мелкие административно-территориальные единицы — префектуры с приблизительно равной численностью населения. Управление префектурой было поручено губернатору, назначенному центральным правительством и подотчетному ему. В 1878г. при губернаторе создаются совещательные органы — выборные собрания и советы префектур.

В 1885 г. в государственном аппарате Японии появляется новый, ранее не известный орган — кабинет министров, положивший начало развитию отраслевой системы управления.

Реформы 60-80-х гг. XIX в. привели к централизации страны и создали благоприятные условия для развития капитализма. Важным следствием реформ стал рост политической активности японского общества, который проявился в возникновении политических партий.

Первые политические партии, либеральные по своей окраске, появились в Японии в 1881-1882 гг.

Дворянское крыло либеральной оппозиции в 1881 г. создало партию Дзиюто,, которая поддерживалась и значительной частью крестьянства. Либеральная партия Дзиюто выступала за снижение поземельного налога, против монополизации государственной власти «клановой» бюрократией.

Буржуазное крыло либеральной оппозиции в 1882 г. основало партию Кайсинто- партию реформ, требовавшую от правительства мер, направленных на ускорение темпов роста промышленности, скорейший пересмотр неравноправных договоров, поощрения экспорта, активизации внешней политики.

Принципиальные программные требования обеих партий были очень близкими: они выступали за введение парламентского строя при сохранении монархии.

Объединитель Японии Тоётоми Хидэёси и системные реформы для стабилизации общества

В первой половине XVI века в Японии не прекращались междоусобицы среди самурайских родов. Когда государственная раздроблённость стала нормой общественно-политической жизни, в стране появились силы, попытавшиеся восстановить единство. Во главе их встал Ода Нобунага, правитель маленькой, но зажиточной провинции Овари. Он в 1570 году захватил столицу Киото и всего за три года ликвидировал сёгунат Муромати. Благодаря протекции христианству и широкому применению огнестрельного оружия, Нобунага сумел за 10 лет покорить столичную область Кинки и Центральную Японию. Постепенно он реализовывал план объединения «Поднебесной», беспощадно подавляя светские и буддийские центробежные силы, восстанавливая авторитет императорского дома и поднимая разрушенную войнами экономику.

Помощь со студенческой работой на тему Объединение Японии на заре нового времени

Курсовая работа 440 ₽ Реферат 230 ₽ Контрольная работа 240 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В 1582 году Нобунага погиб от рук своего же генерала, так и не успев воплотить в жизнь все свои замыслы. Однако взятый им объединительный курс продолжил его талантливый подчиненный — Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин мертвого сюзерена и ликвидировал самостоятельные родовые государства провинциальных правителей. В 1590 году Япония была окончательно объединена силами Хидэёси, ставшего единолично править страной. По его указанию был составлен Всеяпонский земельный кадастр, ликвидировавший систему частных имений и определивший уровень производительности земли. Земля передавалась в руки крестьянам, которые были должны платить правительству налоги в полном соответствии с этим уровнем. Также Хидэёси провел социальную реформу, разделившую население на военных администраторов и гражданских подданных, с конфискацией у последних оружия. На исходе жизни Хидэеси начал войну с Кореей и гонения на христиан, которые его потомкам стоили власти.

Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

В течение долгого времени вы изучали историю стран Запада, узнавали, как развивалось общество. Теперь вам предстоит познакомиться с особенностями развития восточных государств в XVI–XVII веках.

Во время урока вы узнаете, что повлияло на мировоззрение жителей Индии, Китая и Японии, как складывались хозяйственные и социальные отношения в этих государствах.

Начнем рассмотрение стран Востока со способов землевладения

, характерных для этих государств.

В восточных странах главным собственником всех земель было государство. В Индии все завоеванные территории становились частью земельного фонда, из которого и раздавались наделы, они получили название джаги́ры

. Однако участки оставались в собственности государства. Их держатель –
джагирда́р
– был временным и не имел права передачи земли по наследству. Как правило, джагирдары владели несколькими десятками тысяч гектаров, часть доходов с которых шла на содержание воинских отрядов. Джагирдар не пользовался одним наделом на протяжении всей жизни. Через определенное количество лет ему давался новый земельных участок, где снова приходилось выстраивать хозяйство.

Существовала и частная собственность на землю. Этим правом пользовались покоренные князья, платившие дань, шейхи, имевшие небольшие владения и позже мусульманские богословы. За использованием земель следило специальное ведомство – диван

В Китае земли делились на государственные и «народные» (частные).

К государственным относились

· земли, конфискованные у преступников;

· земли императорского дома;

· земли, пожалованные чиновникам, князьям, храмам;

· участки, принадлежащие военным поселениям.

Все остальные земли были частными, владеть ими могли как феодалы, так и крестьяне. Частыми были захваты знатью территорий, которыми владели крестьяне.

Существовали «должностные поля

» – это государственные земли, которые предоставлялись чиновникам на время их службы. Были также «
поля для поддержания бескорыстия
», их получали чиновники, у которых была плохая оплата труда, и, чтобы они не брали взяток, им предоставляли земли, дававшие доход. Большая часть крестьян пользовалась землей на условиях аренды.

В Японии вся земля была в собственности государства. И крестьяне, и феодалы получали наделы во временное пользование. Размер участка крестьянина зависел от количества людей в семье, а у феодала – от знатности. В любой момент земля могла быть конфискована. Такая система способствовала укреплению центральной власти.

Деревенская община.

Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община. Узнаем, каковы были особенности ее организации в Китае, Индии и Японии.

В Индии община была очень крепкой. Земельные владения принадлежали не отдельным людям, а общинам, внутри которых уже раздавались участки семьям. В коллективном пользовании оставались леса, пастбища, пустоши. Каждая община вносила определенную сумму налога государству за право пользования землей. Таким образом, государству облегчался процесс сбора налогов. Управление общиной осуществлял совет, состоящий из 5 наиболее зажиточных жителей.

Помимо занятия сельским хозяйством, общинники могли заниматься ремеслом. Однако жители общины были обязаны содержать несколько профессиональных ремесленников, которые обслуживали потребности в одежде и предметах быта.

Все должности внутри общины были четко распределены и передавались по наследству. Получалось, что оставаясь свободным, житель общины не мог ее покинуть, потому что имел право чем-либо заниматься только в своей общине. За ее пределами он становился пришлым

и лишался прав. У пришлых не было права голоса, они могли иметь земельный участок только на условиях аренды, получая 1/8 часть от урожая. Неполноправными были и ремесленники.

В Китае деревенскую общину составляли 100 дворов, разделенные на группы по 10 дворов. Во главе всей общины стоял староста

, а группы дворов возглавляли
деся́тские
, которых выбирали среди тех, кто достиг 50 лет и отличался безупречным поведением.

Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни. Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю.

В китайской общине существовала круговая порука. В случае невыплаты налогов или отказа от выполнения повинностей одним из жителей общины, его работа перекладывалась на других жителей. Это облегчало сбор налогов и контроль за поступлением средств в казну.

В Японии деревенская община значительно окрепла к XV веку, она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов ее жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами. Руководство общиной

· осуществляло общее собрание;

· занималось распределением воды;

· решало, как использовать угодия;

· делило между жителями трудовые повинности.

Правом голоса на собрании обладали только те крестьяне, которые владели земельными участками. Таким образом, община сокращала вмешательство императорских чиновников и разграбление крестьян.

Сословия.

Одной из главных особенностей традиционных обществ стран Востока было четкое разделение на сословия. Каждый вел жизнь так, как предписывали ему правила и сословная принадлежность.

общество делилось на
4 ва́рны
: бра́хманы, кша́трии, ва́йшьи, шу́дры. Каждая варна включала в себя множество каст, всего их более двух тысяч, многие их которых сохранились до сих пор. Рассмотрим подробнее варны индийского традиционного общества.

– это высшая варна, ее можно сравнить с европейским духовенством. Брахманы выполняли обязанности писарей, священнослужителей, учителей, судей и чиновников.

Вторую ступень занимали кшатрии

. Это было воинское сословие. С детства их воспитывали сильными и мужественными, готовыми встать на защиту государства. Главной целью кшатриев был контроль за соблюдением порядка и закона. Только они были наделены правом убивать тех, чье поведение не соответствовало правилам варны. Среди кшатриев, как правило, выбирали правителей.

– это третья ступень социальной лестницы индийского общества, включающая в себя торговцев, ростовщиков и ремесленников.

На четвертой ступени находятся шудры

. Это земледельцы и слуги. Их основное занятие это обработка земли и скотоводство, а также прислуживание трем высшим варнам. В современной Индии это самая многочисленная группа населения.

Вне социальной лестницы в Индии находились «неприкасаемые

». Это люди, которые занимались очисткой улиц от мусора, работой с кожей животных и глиной, стиркой. Они селились вдалеке от других жителей, не имели права посещать храмы. Считалось, что они могут осквернить представителей варн.

В Китае общество делилось на привилегированные и непривилегированные слои.

К первым относились родственники императорской семьи и знать, имевшая титул. Отличительной чертой китайского общества было существование такого сословия как шэньши́

, это были люди, которые сдали экзамен на право занимать государственные должности. Они были учеными и пользовались всеобщим уважением. Важным является то, что правом сдать экзамен на звание шэньши обладали и представители непривилегированных сословий, к которым относились землевладельцы, крестьяне, торговцы и ремесленники. Самым низшим сословием в Китае были люди, которые не платили налоги – рабы, артисты, монахи, слуги, палачи.

В Японии сословная структура складывалась в схему СИ-НО-КО-СЁ

. Или воинов
,
крестьян, ремесленников и торговцев. Над всеми сословиями находился император, которого обожествляли, и родовая знать.

Высшим сословием были самура́и

. Это представители японского дворянства, основной задачей которых являлось несение воинской службы. Во время войн между феодалами формировались отряды из самураев, от умений которых и зависел исход войны. У самураев был свой кодекс, согласно которому они жили – «
Бусидо́
», или путь воина. Он предусматривал верность господину, скромность, вежливость, способность принести себя в жертву. В случае смерти своего господина, самурай совершал «
сепу́кку
», ритуальное вспарывание живота.

Обратите внимание, что крестьяне

занимали вторую ступень социальной лестницы. Они пользовались уважением, так как обеспечивали пропитанием самураев и императора. Однако их жизнь была определена в очень строгие рамки. Крестьяне не имели права есть рис или печь из него лепешки, это считалось большой растратой, так как рис в то время был синонимом богатства. Одежду носили только изо льна или хлопка.

Все ремесленники

были объединены в цехи. В выборе ремесла руководствовались наследственностью. Если отец занимался изготовлением одежды, то его дети тоже будут это делать. Ремесленники делились на три категории:

· те, кто имел свой магазин;

· те, кто выполнял работу на месте;

были источником обогащения императорского дома, поэтому пользовались большей свободой. У них был свой устав, купцам было запрещено играть в азартные игры, сочинять стихи, учиться искусству быстрого рисования и владения мечом. Это все могло отвлекать от непосредственной работы.

Религия.

Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий – конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.

Конфуцианство

сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.

Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство

». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство

». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.

Само учение основывалось на 5 принципах:

· любовь к людям, именно его авторству принадлежит правило «Не делай человеку того, что не желаешь себе

Каждый житель Китая должен был им соответствовать.

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм

. Эта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Бу́дда учил, что вся жизнь человека – это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится с исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, следует сделать следующее:

· поверить, что мир полон страданий;

· ограничить свои желания и стремления;

· говорить только правду и добрые слова;

· совершать добрые дела;

· не наносить вред живому;

· следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.

Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождени

е и он сможет стать представителем высшей касты.

В Японии национальной религией стал синтоизм

. Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII веке, когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению существует
богиня солнца Аматэра́су
. Император является ее прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял ее суть.

Таким образом, давайте сравним три восточных государства по тем показателям, которые мы рассмотрели. В Индии и Японии вся земля находилась в государственной собственности, в Китае существовали как государственные, так и «народные» земли. Деревенская община везде имела самоуправление. Сословия в Индии были представлены четырьмя варнами: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры; в Китае были привилегированные и непривилегированные сословия, в Японии – сословия воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Основными религиями были: буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии.

Ода Нобунага

Ода Нобунага (23 июня 1534 — 21 июня 1582) — в период Сэнгоку военно-политический японский лидер, один из самых выдающихся самураев в истории Японии, посвятивший жизнь объединению страны.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Ода Нобунага начал объединение Японии в 1568 году. Его армия заняла японскую столицу Киото с целью покарать убийц бывшего сёгуна Асикага Ёситэру. Новым сёгуном при участии Нобунага провозгласили младшего брата погибшего — Ёсиаки. В честь события Нобунага повелел построить для нового сёгуна замок Нидзё. Демонстрируя верность сёгуну, он лично руководил строительством замка, укрепляя тем самым собственное влияние.

В 1573 г. Ода Нобунага положил конец правлению сёгуна из династии Асикага, ликвидировав сёгунат как систему государственного управления. Тем самым завершился 200-летний период Муромати. Нобунага повысил авторитет императорского двора, находившегося под его контролем. В Адзути он построил замок, который стал его резиденцией и дал название периоду истории Японии.

К тому времени он подчинил почти всю центральную Японию, но стремление создать централизованное государство сталкивалось с противодействием двух феодальных домов — Мори на западе и Такэда на востоке. Был также и третий противник — буддийские монастыри.

Монастыри в Японии были не просто религиозными центрами, но также крупными военными и экономическими центрами. Настоящим государством в государстве был неприступный монастырь Энрякудзи секты Тэндай на горе Хиэй в окрестностях Киото. Тысячи строений, огромное число монахов и войско. Крупнейшим религиозным, культурным и экономическим центром был храм Хонгандзи секты Синсю в провинции Сэтцу. На захват Энрякудзи у Нобунаге ушло два года, а монастырь храма Хонгандзи сопротивлялся ему 11 лет. Огнем и мечом все было уничтожено: хранилища древних рукописей и книг, уникальные ценности, склады, жилые здания и ремесленные кварталы.

В это же время на востоке страны развертывались главные сражения армий Токугава и Такэда. После смерти главы династии Такэда Сингэн, его сын Кацуёри желал стать сильнейшим даймё в стране. В 1575 г. объединенные силы Нобунага и Токугава в сражении при Нагасино нанесли войскам Кацуёри сокрушительное поражение. В этой битве войска Нобунаги впервые широко применили огнестрельное оружие.

После одержанной победы началась подготовка к очередной кампании. Новым противником был Мори Тэрумото — крупнейший японский феодал. Его владения занимали западную часть о. Хонсю и составляли одну шестую часть от всей территории страны. Победить его Ода Нобунага не успел. В результате предательства одного из вассалов он погиб в 1582 г.

Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)

Буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Глубокий кризис феодальной системы, обострение классовой борьбы, угроза колониальной экспансии и необходимость в связи с этим укрепления экономики страны заставили новое правительство Японии стать на путь проведения политических и социально-экономических преобразований. Намерения реформаторов были изложены еще во время гражданской войны в 1868 г. в клятвенном обещании императора созвать «широкое собрание» и решать все государственные дела «в соответствии с общественным мнением». Всему народу было обещано позволение «осуществлять свои собственные стремления и развивать собственную деятельность». В заявлении был определен и путь выхода из кризиса: «Знания будут заимствоваться во всем мире и таким путем основы империи будут упрочены».

Программа реформ начала осуществляться сразу после свержения сёгуната, затронув основные сферы жизни японского общества.

В социально-экономической сфере начало реформам положил закон 1867 г., отменивший монополию ремесленных цехов и купеческих гильдий. Были ликвидированы внутренние таможенные барьеры между отдельными княжествами, что создавало условия для образования единого внутреннего рынка.

В 1871 г. была отменена феодальная система сословного деления общества, провозглашено равенство всех сословий перед законом, свобода выбора профессии и места жительства. В 1872 г. введена единая денежная система. Но самым значительным преобразованием в социально-экономической сфере стала аграрная реформа, законодательно оформленная рядом актов 1871-1873 гг. Суть ее заключалась в следующем. Упразднялось крупное феодальное землевладение. Земельные владения феодальной знати государство выкупало на выгодных для помещика условиях — ему выплачивалась пожизненная денежная пенсия, примерно равная 10% прежнего валового дохода от владений. Утверждалась частная собственность на землю: была разрешена купля-продажа земли и проведена поземельная перепись населения, в ходе которой землю передавали в собственность тем, кто ее фактически обрабатывал.

Отменялись все феодальные подати и повинности и вводился ежегодный денежный налог (3 % от стоимости земли), взимаемый центральным правительством.

Радикального перераспределения земли не произошло (определенная масса крестьян оставалась малоземельной и безземельной), но тем не менее аграрная реформа 1871-1873 гг. способствовала утверждению капиталистических отношений в деревне.

Важные преобразования затронули и государство. Реформированию подверглись армия, государственный аппарат, административно-территориальное устройство Японии.

В начале 70-х годов, используя зарубежный опыт, власти начали реорганизацию вооруженных сил. Германский опыт стал определяющим при создании сухопутных войск, английский — при формировании военно-морского флота. В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность. Самураи потеряли свое исключительное положение воинов, но за ними было оставлено привилегированное право на занятие офицерских должностей.

В 1871-1878 гг. изменилось административно- территориальное устройство и местное самоуправление Японии. Деление на княжества было ликвидировано, а введены более мелкие административно-территориальные единицы — префектуры с приблизительно равной численностью населения. Управление префектурой было поручено губернатору, назначенному центральным правительством и подотчетному ему. В 1878г. при губернаторе создаются совещательные органы — выборные собрания и советы префектур.

В 1885 г. в государственном аппарате Японии появляется новый, ранее не известный орган — кабинет министров, положивший начало развитию отраслевой системы управления.

Реформы 60-80-х гг. XIX в. привели к централизации страны и создали благоприятные условия для развития капитализма. Важным следствием реформ стал рост политической активности японского общества, который проявился в возникновении политических партий.

Первые политические партии, либеральные по своей окраске, появились в Японии в 1881-1882 гг.

Дворянское крыло либеральной оппозиции в 1881 г. создало партию Дзиюто,, которая поддерживалась и значительной частью крестьянства. Либеральная партия Дзиюто выступала за снижение поземельного налога, против монополизации государственной власти «клановой» бюрократией.

Буржуазное крыло либеральной оппозиции в 1882 г. основало партию Кайсинто- партию реформ, требовавшую от правительства мер, направленных на ускорение темпов роста промышленности, скорейший пересмотр неравноправных договоров, поощрения экспорта, активизации внешней политики.

Принципиальные программные требования обеих партий были очень близкими: они выступали за введение парламентского строя при сохранении монархии.