Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами
Принципы проведения камеральных проверок в отношении граждан
Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину
К амеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.
На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».
Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.
Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.
Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком – физическим лицом затраты. Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.
Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.
Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).
Налогоплательщик – физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.
При получении физическим лицом социального налогового вычета инспектор потребовал представить налоговую декларацию по форме 2-НДФЛ с места работы супруги. Налогоплательщик указал инспектору, что просьба незаконна, поскольку этот документ не включен в перечень необходимых документов для получения вычета. Кроме того, о требовании инспектора он сообщил руководителю ИФНС, который отменил его как незаконное и необоснованное.
Налоговый орган может также запрашивать у налогоплательщика и первичные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05).
Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 г. № Ф04-4489/2006(24669-А03-37) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в связи с чем в требовании о представлении этих документов подлежат указанию конкретные основания для их истребования.
Таким образом, от полноты комплекта представленных документов зависит начало проверки, ее окончание и получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета.
В случае если в налоговой декларации в ходе проверки будут выявлены ошибки, неточности и/или расхождения с подтверждающими документами, то от физического лица – налогоплательщика могут потребовать уточненную налоговую декларацию. В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться от даты подачи уточненной налоговой декларации.
Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 г. № Ф09-4282/07-03 сроки, установленные статьей 87 Налогового кодекса для проведения выездной и камеральной проверок, не могут быть применимы в отношении проверки уточненных налоговых деклараций и расчетов, так как эти сроки устанавливаются в качестве гарантии законных прав и интересов налогоплательщика.
При проведении камеральной проверки налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика представлять дополнительные документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также потребовать внести изменения и дополнения в уже представленные документы. Это право предоставлено налоговым органам статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса. Так, при проведении камеральных проверок инспектор вправе получать объяснения, затребовать у проверяемого лица необходимые сведения и получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Однако в названных статьях не закреплены ни сроки представления таких документов, ни порядок внесения исправлений. Это создает условия для субъективного рассмотрения вопросов налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков – физических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса налогоплательщик имеет право пояснять сведения, содержащиеся в представленных им документах. Это позволит ему снять спорные вопросы в ходе первоначального рассмотрения документов, предотвратить затягивание проверки и, следовательно, избежать переноса сроков получения вычета. К сожалению, очень часто граждане дают комментарии и пояснения в устной форме, а наиболее «продвинутые» из них – в форме электронных писем на сайт соответствующей налоговой инспекции.
Однако это может иметь отрицательные для него последствия, так как устную информацию «в папку не подошьешь», а электронные сообщения не имеют соответствующих реквизитов и могут быть вообще не прочитаны нужным инспектором.
Также отрицательна для налогоплательщика и практика получения запросов и претензий в устной форме и по телефону. Необходимо помнить, что получение налоговых вычетов нужно самому гражданину, и поэтому процедуры общения с инспектором должны быть предельно формализованы и понятны, ведь в случае непредставления документов или получения путаных разъяснений процедуру придется повторить заново. Поэтому все запросы от налогового органа следует получать только в письменном виде, и ответы давать тоже только письменно, с простановкой отметки о вручении.
Мнение арбитражных судов поддержано и главным финансовым ведомством страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005 г. № 03-02-07/1-224 указывается, что истребуемые первичные документы могут подтвердить правильность и полноту уплаты налогов, при этом сам факт истребования не нарушает прав и свобод (и экономических, и гражданских) гражданина-налогоплательщика.
Кстати, все дополнительные документы и разъяснения гражданин подает только в случае, если инспектор найдет в налоговой декларации ошибки и неточности.
Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки
При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.
Повторная «камералка»
На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным.
На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации.
Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.
Нестандартные расходы для ИП
Нередко включение у индивидуальных предпринимателей при получении профессиональных налоговых вычетов нестандартных расходов, которые налоговикам кажутся странными и необоснованными. Инспекторы в своей практической деятельности с большим подозрением относятся к тем расходам предпринимателей, которые не подпадают под стандартные и знакомые им. Это связано с тем, что налоговики плохо разбираются в тонкостях производственных процессов у индивидуальных предпринимателей и «скатываются» на столь знакомые и любимые ими обоснованные расходы у предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли.
Однако на стороне налогоплательщика в этом вопросе арбитражная практика. Арбитражные суды при вынесении решений исходят из вида деятельности индивидуального предпринимателя (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. № А29-11853/2005а).
Задержка в перечислении вычета
На практике возможна и ситуация, когда после предоставления налогового вычета денежные средства не будут перечисляться гражданину в течение одного месяца или даже нескольких. В случае получения имущественного налогового вычета налогоплательщику будет перечисляться сумма излишне уплаченного НДФЛ с учетом предоставленного имущественного налогового вычета.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса возврат излишне уплаченной суммы налога доложен происходить в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате налога. Однако если возврат происходит после проведения камеральной проверки, то срок составит четыре месяца (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат по заявлению).
На практике налоговики придерживаются мнения, что возврат из бюджета сумм излишне уплаченного налога производится в течение месяца, который исчисляется с даты окончания камеральной проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов.
Обратите внимание: практику в отношении срока предоставления имущественного налогового вычета налоговые органы распространили и на другие категории налоговых вычетов. На стороне инспекторов и арбитражная практика.
В пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98 указано, что срок, в течение которого налогоплательщику должны вернуть из бюджета сумму излишне уплаченного налога/предоставить налоговый вычет, равен четырем месяцам.
Налогоплательщик – физическое лицо должен сам отслеживать срок поступления денежных средств на свой счет. Если срок поступления превысит один месяц, то на сумму излишне уплаченного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, будут начисляться проценты за каждый день нарушения. Причем процентная ставка равна процентной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата налога.
Предоставьте «первичку»!
Многие сталкивались с требованием представить первичные учетные документы для получения налогового вычета при проведении камеральной проверки. Такое «право» налоговикам предоставило письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16, которое подменило понятие «подтверждающие документы» понятием «первичные документы», объединив их и по смыслу, и по правовой трактовке. Данный документ Минфина РФ был разослан ФНС РФ во все субъекты Федерации с пометкой для использования в работе, после чего и стали необоснованно запрашиваться первичные документы. Свою позицию Минфин РФ основывает на постановлении Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05, согласно которому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы и при проведении камеральной проверки. Однако имеется и противоположное мнение суда, правда, не такой высокой инстанции.
Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 г. № А42-2859/2005 в случае выявления налоговыми органами при проведении камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, налоговый орган, согласно статье 88 Налогового кодекса, не имеет права истребовать первичные документы. Истребование первичных документов у налогоплательщика означает превращение камеральной проверки в выездную.
Налоговый кодекс не требует представлять в налоговые инспекции первичные документы, подтверждающие расходы. Но это относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, так как в этом случае организации придется практически парализовать всю бухгалтерскую и финансовую работу. Но, по нашему мнению, это не относится к налоговым вычетам, на которые претендует физическое лицо. В отношении всех категорий вычетов Налоговый кодекс требует представлять одновременно с декларацией и документы, подтверждающие произведенные расходы. Для физических лиц такими документами будут именно платежные документы (кассовые чеки, платежные поручения, СЛИПы по пластиковым картам) и товарные документы (счета, товарные чеки и т.п.). Поэтому, получив требование от налогового инспектора, проводящего камеральную проверку, представить расчетные и товарные документы, которые относятся к категории первичных документов, не следует вступать с ним в конфликт и демонстрировать знания налогового законодательства, а следует уточнить перечень документов и оговорить срок, в который они будут представлены. В этом случае результат конфликта будет отрицательным для гражданина.
У вас – вновь открывшиеся обстоятельства
Как уже отмечалось, при проведении камеральной проверки возможны и ситуации, когда налогоплательщику будет сообщено о так называемых вновь открывшихся обстоятельствах. К таким обстоятельствам могут быть отнесены случаи неподачи налоговых деклараций за какой-либо период или якобы имевшихся фактах сокрытия доходов.
Одним из таких случаев неподачи налоговой декларации может быть ситуация, когда физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (а в 90-е годы ряд организаций и предприятий любил переводить своих сотрудников в ИП, не задумываясь о стратегических последствиях для себя и работников), но не осуществлявшего никакой хозяйственной деятельности и не открывавшего счетов в качестве индивидуального предпринимателя в кредитных организациях. Однако если налогоплательщик не осуществлял никакой деятельности в качестве ИП и налоговые органы не располагают информацией о том, что данное физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью, то претензии отпадают сами собой.
Также при отсутствии фактов ведения предпринимательской деятельности отпадает и вопрос о непредоставлении налоговых деклараций, так как обязанность по предоставлению налоговых деклараций возникает при наличии объекта налогообложения.
В этом вопросе арбитражная практика на стороне налогоплательщика (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2001 г. № А13-205/01-11, от 03.04.2001 г. № А26-5290/00002-07/341). И хотя указанные постановления были приняты в 2001 году, на сегодняшний день они не потеряли своей актуальности.
Также безосновательны будут и претензии налоговых органов за непостановку на учет в социальных фондах, потому что инспекторы могут предъявлять иски только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. А предъявление исков об обязанности налогоплательщика встать на учет в социальные фонды не предусмотрено Кодексом.
Другим довольно распространенным обстоятельством будет недекларирование дохода, полученного от реализации физическим лицом автотранспортного средства. При этом налоговые органы не утруждают себя обязанностью проверить, была ли реализация автомобиля и был ли получен доход от нее. Свою позицию они выстраивают на факте снятия автомобиля с учета в ГИБДД и поэтому – о факте его реализации.
То есть для налоговиков факт реализации связан с фактом снятия с учета, а доказательствами они себя не утруждают. Хотя бремя доказательства факта дохода возлагается на налоговый орган, а бремя доказательства факта расхода – на налогоплательщика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 г. № 2746/05). Но налоговые органы облегчают себе жизнь, перекладывая бремя доказательства на плечи налогоплательщика, действуя по старому принципу: «признание – царица доказательства». Кроме того, при реализации автомобиля по системе «трейд-ин» доказать факт получения дохода практически невозможно. В этом случае стоимость проданного автомобиля засчитывается в стоимость приобретаемого (покупатель оплачивает стоимостью старого часть стоимости нового автомобиля). Если же автомобиль был продан ниже цены, по который он был приобретен, то налоговой базы для исчисления дохода вообще не возникает.
Физическое лицо реализовало автомобиль, который был им приобретен в 2000 г. за 200 000 руб., за 50 000 руб. В результате сделки им не был получен доход, так как транспортное средство было реализовано ниже цены приобретения.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 г. № 3558/02 при рассмотрении вопросов, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, лицо несет ответственность только при наличии вины.
Аналогичные претензии могут быть предъявлены физическому лицу и при реализации автомобиля лицом, которому транспортное средство передано по генеральной доверенности. Общеизвестно, что такая сделка является формой продажи автотранспортного средства. Но реализация автомобиля лицом, которому он передан по генеральной доверенности, еще не означает того, что он поделится частью дохода с тем физическим лицом, которое претендует на получение налогового вычета. Для снятия претензий гражданин может направить в налоговую письмо, в котором сообщить, что долю в доходах от реализации автомобиля он не получал, а с лицом, которому транспортное средство передано по доверенности и которое его реализовало, отношений не поддерживает.
Без вины виноватые
Налоговые органы практикуют привлечение физического лица – налогоплательщика к ответственности за неуплаченный налог. Часто это происходит в вузах с преподавателями-почасовиками, которым доход выплачивается, но по каким-то причинам не взимается НДФЛ. В этом случае обязанность по уплате налога возлагается на вуз как на налогового агента, который, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, был обязан исчислить и уплатить налог за сотрудника в бюджет. Поэтому на основании статьи 123 Налогового кодекса ответственность за неисполнение вышеуказанной обязанности возлагается на организацию – налогового агента, а не на работника – физическое лицо. В этом случае на гражданина распространяются нормы пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса, согласно которым лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.
Работодатель тоже примет участие
Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик – физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.
Важные моменты
Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.
Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.
Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.
Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.
Претензии, предъявляемые налоговыми органами организациям как налоговым агентам
Неверно исчислили налог
Самая часто встречающаяся претензия со стороны налоговых органов к налоговым агентам – это обвинение в невзимании налога и в его неверном исчислении (конечно же, в сторону занижения).
Часто налоговики обвиняют налоговых агентов в том, что они не удерживают сумму налога. Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в случаях, если налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога, то он обязан в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации о невозможности удержать налог и о сумме налоговой задолженности. Ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в этом случае возникнет при невыполнении налоговым агентом данных условий.
Централизованная бухгалтерия – меньше агентов
Нередко налоговики предъявляют претензии к организации, не являющейся агентом потому, что в организации учетом доходов и исчислением НДФЛ занимается централизованная бухгалтерия. В ряде организаций налоговый, бухгалтерский учет, исчисление и уплату налогов осуществляет централизованная бухгалтерия. Это практикуется в организациях, в которых существует так называемая «цеховая» система бухгалтерского учета (крупные промышленные и строительные компании). В этих организациях в структурные подразделения переданы только вопросы текущего бухгалтерского учета, а ряд стратегически важных вопросов (в том числе начисление и уплата налогов) возлагается на централизованную бухгалтерию.
Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 г. № Ф03-А59/06-2/1799 в случае если бухгалтерский учет ведет централизованная бухгалтерия, то организация не признается налоговым агентом.
Следовательно, централизованная бухгалтерия будет признаваться законным и уполномоченным представителем налогового агента.
Запрет на средства налогового агента
Многие сталкивались с тем, что инспекция удерживала суммы не исчисленного и не перечисленного в бюджет налога за счет средств налогового агента. Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса налоговым органам запрещается взыскивать сумму неуплаченного налога за счет средств налогового агента, так же как и налоговые агенты не могут уплачивать налог за счет своих собственных средств. В рассмотренной ситуации инспекция может только оштрафовать налогового агента согласно статье 123 Налогового кодекса.
В постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2004 г. № Ф09-1319/04-АК указывается, что требовать уплаты налога с налогового агента можно только в том случае, если агент не удержал НДФЛ при выплате дохода физическому лицу.
Сроки проверки и выплаты налогового вычета
Самое важное на тему: «Сроки проверки и выплаты налогового вычета» с полным описанием и выводами. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному юристу.
Сколько времени ждать налоговый вычет?
После подачи декларации 3-НДФЛ на налоговый вычет в ИФНС большинство граждан задается вопросом: «Когда же я получу причитающиеся мне выплаты?». Многие считают, что в этом вопросе все зависит только от воли случая и собственного везения. На самом же деле существуют установленные сроки, в течение которых сотрудники налоговой инспекции должны рассмотреть вашу декларацию 3-НДФЛ, вынести решение о выплате денег и, в случае положительного решения, перевести денежные средства по указанным вами ранее реквизитам.
Сроки выплаты налогового вычета после сдачи 3 НДФЛ.
После сдачи декларации, и всех сопутствующих документов в налоговый орган, он осуществляет камеральную проверку, которая включает в себя непосредственную проверку самой декларации, а также всех предоставленных документов на их подлинность, путем запроса информации в соответствующие инстанции, выдавшие эти документы. По завершении камеральной проверки ИФНС выносит решение о предоставлении, либо непредоставлении налогового вычета.
Решение о предоставлении налогового вычета должно быть вынесено в течение 3 месяцев со дня подачи декларации, согласно ст.88 НК РФ.
Не лишним будет отметить, что при наличии у вас личного кабинета налогоплательщика вы можете следить за ходом проверки вашей декларации в разделе «Документы налогоплательщика > электронный документооборот». После вынесения Налоговой службой положительного решения о выплате полагающихся вам вычетов, вам должны перечислить денежные средства, на указанный в заявлении расчетный счет.
В соответствии со ст. 78 налогового кодекса РФ перевод денежных средств может затянуться на один месяц.
Итого, при самом неудачном стечении обстоятельств ждать налоговый вычет придется не более 4-х месяцев. Если срок выплат затянулся на более длительное время, вы можете обратиться в свою налоговую инспекцию для выяснения причин.
Срок проведения камеральной проверки в 2019 году
После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.
Что такое камеральная проверка
Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.
Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.
Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.
Отчетный период – год, за который оформлена декларация.
Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.
Как проходит проверка
Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ
И проходит она в несколько этапов:
- налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
- инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
- программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
- если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
- если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.
Изменения в законодательстве касаемо налогов
С 2019 года введены два главных новшества:
- повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
- сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.
Время сверки по законодательству
На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.
[1]
Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.
Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).
Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.
(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).
Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.
При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Как обстоят дела с проверкой на самом деле
Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?
По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.
Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.
Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:
- объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
- отсутствие ошибок в заполнении;
- а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.
Как отследить процесс камеральной проверки
В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.
Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.
Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.
Срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки в 2019 году
Вопрос: После камеральной проверки сколько ждать деньги за налоговый вычет в 2019 году?
Все что касается возврата денежных средств очень важно для любого ИП. Многих волнует срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки в текущем году. Различными тонкостями подобных перечислений интересуется большинство субъектов предпринимательской деятельности. Отвечаем, что существуют строго регламентированные российским законодательством сроки.
В ст. 78 Российского НК идет речь о том, что сумма переплаты налогоплательщику возвращается после того, как он подаст об этом письменную просьбу в налоговую. Затем не позднее чем через 1 мес. с момента его получения возврат должен быть сделан.
В реальности все происходит так: орган ФНС после получения документов проверяет их. И вот, если камеральная проверка завершена, когда перечислят деньги – зависит от принятого инспекцией решения. Налог может быть возвращен лишь тогда, когда у проверяющих нет замечаний к поданным налогоплательщиком отчетам. Если же они есть, в возврате откажут. Детальнее здесь: камеральная проверка.
Стоит отметить, что вместе с документами для проверки необходимо сразу подавать обращение на возврат переплаты по налогу. Если же такое обращение не направлено, то возврата ждать не стоит даже при наличии положительного решения об этом. Согласно законодательству, на проведение камералки отводится 3 месяца. Это означает, что срок для перечисления переплаты вместо одного месяца составляет уже три.
Однако бывают и случаи, когда налоговики на вопрос «После камеральной проверки сколько ждать деньги 2019?» отвечают, что денежные средства должны перечисляться через 1 мес. после завершения камералки. Таким образом, вместо трех месяцев, предпринимателю понадобится ждать уже целых четыре. Однако законных оснований для такого ответа нет.
Что же делать, столкнувшись с такими нарушениями своих прав? Конечно, защищать их! Настаивать на принятии заявления на возврат вместе с остальными документами, а также на том, что в статье НК не сказано о том, что средства возвращаются после окончания проверки. Там ясно написано – «в течение месяца с момента принятия заявления». Кроме того, можно потребовать оплаты процентов за каждый день просрочки.
Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки НДФЛ
Порядок действий для перечисления денег в счет возврата налога
Порядок получения вычета по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), включая срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки, урегулирован Налоговым кодексом (ст. 78, 88, 218–221). Наиболее распространенные вычеты — имущественные (например, по доходам от продажи недвижимости, см. письмо Минфина РФ от 15.07.2016 № 03-04-05/41795) и социальные (например, по расходам на лечение, подробности — в статье на сайте «Возврат налога за платные медицинские услуги»).
Есть 2 варианта:
- Получить уведомление в налоговой инспекции и, представив его в бухгалтерию, получать вычет по месту работы (п. 8 ст. 220 НК РФ).
Подробности — в таблице.
Возможность получения у работодателя
Нормативный акт, которым утверждена форма уведомления, заявления в ФНС РФ
Приказ ФНС РФ от 14.01.2015 № -7-11/[email protected] (заявление в произвольной форме)
Социальный — по добровольному страхованию жизни
Приказ ФНС РФ от 16.01.2017 № БС-4-11/[email protected] (заявление по утв. приказом форме)
Приказ ФНС РФ от 27.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] (заявление в произвольной форме)
Разрешение на вычет дается налоговым органом после проверки документов. Срок возврата денег в счет налогового вычета после камеральной проверки декларации исчисляется особым образом.
Когда перечислят сумму вычета: срок для перевода денег
Когда налоговая перечислит налоговый вычет после проверки? Ответ на этот вопрос дан в п. 6 ст. 78 НК РФ: общий срок для возврата излишнего налога — 1 месяц. Это единый срок для возвращения любых переплаченных сумм налогов.
Для уточнения, когда выплатят налоговый вычет после камеральной проверки декларации по НДФЛ, нужно учесть следующее. Применительно к вычету по НДФЛ право на его получение возникает только после того, как в результате камеральной налоговой проверки, проведенной по представленной декларации, налоговый орган придет к выводу о правомерности заявленного требования (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики…» от 22.12.2005 № 98, письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949). Следовательно, 1 месяц для возврата денег исчисляется с момента ее завершения.
Ревизия по декларации должна быть завершена в пределах 3 месяцев после ее поступления в налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).
ВАЖНО! В данной ситуации не применяется общее правило о том, что декларация считается представленной в момент ее отправки согласно штемпелю почтовой службы, поскольку до ее фактического получения инспекция не имеет возможности приступить к проверочным мероприятиям (п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected]).
При применении данного письма нужно учитывать, что нормы НК РФ (в частности, ст. 86) претерпели существенные изменения. В части, противоречащей НК РФ, письмо не действует.
В каких случаях камеральная проверка может задержать перевод вычета
Предельный срок проверки представленных документов составляет 3 месяца, фактически срок перевода налогового вычета после камеральной проверки может быть меньше указанного. О дате начала и окончания проверочных мероприятий проверяемое лицо не извещается. В течение отведенного срока налоговый орган может проводить проверку, в т. ч. направлять запросы налогоплательщику (пп. 3, 6 ст. 88 НК РФ). Срок для ответа — 5 дней, предельную продолжительность проверки он не увеличивает.
Реальная продолжительность камеральной проверки может быть свыше установленного предела. Из норм НК РФ вытекают такие особенности:
- В случае нарушения установленного для проведения камеральной проверки срока какие-либо последствия не предусмотрены (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики…» от 17.03.2003 № 71). Недействительности или отмены ее результатов это не влечет.
- При обнаружении налоговых нарушений составляется акт проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ), на это отводится 10 дней (п. 1 ст. 100 НК РФ), затем еще 5 дней на вручение акта. При направлении документов руководителю им может быть принято решение о проведении в течение месяца дополнительных мероприятий.
Из того факта, что НК РФ не устанавливает гарантии точного соблюдения 3-месячного срока, вытекает сложность исчисления месячного срока для перевода суммы вычета на счет гражданина, поскольку точная дата отсчета этого срока (момент окончания проверки) не фиксируется и может быть отложена без каких-либо ограничений и последствий.
Итак, перечисление денег в счет вычета производится в течение месяца после завершения камеральной проверки, которая должна быть окончена в пределах 3 месяцев от даты поступления декларации в налоговый орган. Гарантии соблюдения сроков проведения проверочных мероприятий законодательством не предусмотрены.
Cроки камеральной проверки налоговой декларации 3 НДФЛ
Каждая декларация по форме 3-НДФЛ, полученная налоговой инспекцией, тщательно проверяется. Камеральную проверку заявленных в отчетном документе показателей проводит инспектор, ответственный за данную процедуру.
Контрольные мероприятия необходимы для выявления ошибок или несоответствий в представленной информации.
Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ
Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного вычета гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.
При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:
- Соблюдены ли сроки подачи декларации;
- Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
- Законность и обоснованность заявленных вычетов;
- Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).
Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.
Этапы проведения камеральной проверки 3-НДФЛ
От того, сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ, зависит период возврата из бюджета заявленных вычетов. Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ проводится только по информации, заявленной плательщиком налогов, и только за один год.
Ход проверки декларации определяет последовательность действий работника налогового органа. После проведения всех необходимых мероприятий он выносит решение по результатам проведенной проверки. В зависимости от итогов завершенного контроля налоговым органом направляется в адрес налогоплательщика извещение:
- О принятом налоговым органом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога;
- О необходимости представления в налоговый орган уточняющего отчета.
Поэтому на то, сколько проверяют декларацию 3-НДФЛ в налоговой, влияет и правильность заполнения отчета. Уже начатая камеральная проверка 3-НДФЛ обнуляется в случае предоставления физическим лицом уточненных сведений.
В случае обнаружения инспектором ошибок и противоречий в заявленной информации, он попросит уточнить отчет, что обнулит первоначальный контроль, и срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ начнет исчисляться заново. Также при выявлении каких-либо расхождений или недочетов проверку приостанавливают и запрашивают у заявителя разъяснений в установленный законом срок 5 дней с момента получения уведомления о необходимости разъяснить спорный момент.
Как проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ
Чтобы проверить статус проверки 3 НДФЛ, необходимо:
- Обратиться непосредственно в администрирующий налоговый орган с паспортом и свидетельством о постановке на налоговый учет (ИНН);
- Зарегистрироваться на портале налог.ру и следить за ходом контроля через сервис «личный кабинет налогоплательщика».
Проверка 3-НДФЛ через интернет
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для того, чтобы узнать прошла ли камеральная проверка по налоговому вычету через онлайн-портал налоговой инспекции необходимо:
- Пройти процедуру регистрации на официальном сайте ФНС;
- Воспользоваться интернет-сервисом «личный кабинет налогоплательщика».
Процедура регистрации на сайте ФНС заключается в получении логина и пароля, причем логином является идентификационный номер налогоплательщика. Зарегистрироваться на сайте для отслеживания всей налоговой информации можно одним из 3-х способов:
- Обратиться непосредственно в инспекцию;
- Активировав доступ к налоговым сведениям с помощью усиленного ключа электронно-цифровой подписи;
- Через уже имеющуюся регистрацию на портале Госуслуг.
После прохождения активации доступа к личному кабинету ход контрольных мероприятий можно отследить следующим образом:
- Войти в личный кабинет налогоплательщика;
- Перейти в раздел «Налог на доходы ФЛ»;
- Выбрать пункт «Декларация по форме 3-НДФЛ».
В открывшимся окне появится вся информация о ходе идущей и уже завершенных проверок, там отражены сведения:
- Даты поступления в инспекцию деклараций;
- Их регистрационные номера;
- Статусы проверок;
- Даты завершения;
- Результаты проведенных проверок, если они уже завершены.
Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ
Камеральная проверка 3-НДФЛ больше 3 месяцев по законным основаниям может длиться только в случае выявления инспектором каких-либо ошибок или противоречий, требующих приостановки срока контрольных мероприятий. Продлить срок, отведенный на контроль налоговым законодательством, должностное лицо налогового органа не имеет права.
О приостановке контроля налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика путем направления в его адрес:
- Уведомления о представлении уточнения;
- Извещения о вызове в инспекцию.
На практике при заполнении декларации налогоплательщик обязан указать телефон для связи. По нему инспектор может связаться с заявителем и попросить недостающие документы, если они должны были быть представлены.
Если камеральная проверка по 3-НДФЛ длится больше 3 месяцев, но никаких извещений и уведомлений гражданин не получал, то это повод обратиться в инспекцию за разъяснениями. Информацию о ходе проверочных действий налогоплательщик может получить путем подачи заявления или жалобы на действия (бездействия) должностных лиц в инспекцию по месту регистрации либо в вышестоящий налоговый орган. Отреагировать на заявление или жалобу ФНС обязана в течении 15 рабочих дней.
Нарушение сроков камеральной проверки 3-НДФЛ не несет никаких последствий для налогового органа. Но несмотря на затягивание сроков контроля перечислить возврат налога казначейство должно вовремя и этот срок не может быть более 4-х месяцев с момента подачи декларации: 3 месяца, отведенные на проверку, и 30 дней на перечисление излишне уплаченных сумм.
Если налоговая за этот срок не возвратила, причитающийся гражданину вычет, то с инспекции взыскивается пеня за просрочку возврата. Расчет суммы пени производится по формуле: 1/365 от ставки рефинансирования умноженная на сумму возврата и на количество дней просрочки.
Как узнать, когда перечислят налоговый вычет за квартиру
После заполнения декларации 3-НДФЛ и сдачи ее в ИФНС сразу возникает вопрос: как долго ждать налоговый вычет на квартиру?
Сколько времени требуется выждать и можно ли требовать у инспекции перечисление денег в случае несоблюдения этих сроков? Как проверить возврат налога по ИНН?
В какой срок ИФНС должна вернуть налог
Сроки перечисления налогового вычета прописаны в п. 2 статьи 88 НК РФ. У ФНС есть три месяца с момента сдачи документов на камеральную проверку. После окончания камеральной проверки налоговая служба обязана вынести свое решение: утвердить возврат налога или отказать. О результатах проверки налогоплательщик должен быть уведомлен в письменном виде. Как отследить налоговый вычет, рассмотрим ниже.
При вынесении ФНС положительного решения гражданин дополнительно предоставляет заявление на возврат 13%. В нем прописывается его лицевой счет и реквизиты банка. На перечисление денег у налоговой есть один месяц. Таким образом, максимально время проверки и перечисления возврата занимает четыре календарных месяца.
Как узнать, когда придет налоговый вычет? Самый простой и удобный способ – открыть личный кабинет налогоплательщика. Для этого нужно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию с оригиналом паспорта и ИНН. Приходить по месту прописки не обязательно, открыть личный кабинет можно в любой налоговой службе.
Налогоплательщику выдадут личный логин и пароль. С помощью личного кабинета можно проверить статус налогового вычета. Для этого нужно зайти на сайт ФНС используя свой логин и пароль. На формирование кабинета налогоплательщика уходит три дня. После этого в нем отображается статус возврата налогового вычета.
Если создать личный кабинет нет возможности, существует еще способ, как узнать, когда выплатят налоговый вычет за квартиру. Налогоплательщик имеет право позвонить в свою налоговую инспекцию, назвать ИНН и получить в устной форме результат процесса проверки своей налоговой декларации.
Порядок возврата налогового вычета
Напомним, чтобы вернуть 13% от купленной недвижимости, нужно собрать документы, заполнить 3-НДФЛ и сдать готовый пакет в налоговый орган.
Для получения вычета на квартиру подготавливают следующие документы:
- справка с работы 2-НДФЛ;
- договор покупки или участия в долевом строительстве;
- передаточный акт;
- свидетельство или выписка на право собственности;
- платежные документы;
- кредитный договор при наличии ипотеки;
- заявление с банковскими реквизитами и лицевым счетом.
На основании документов заполняется декларация 3-НДФЛ. Составить ее можно двумя способами: на бланках налоговой инспекции или в специальной программе Декларация. С документами и заполненной декларацией налогоплательщик идет в ФНС по прописке и сдает пакет.
По закону придется выждать три месяца камеральной проверки. Если декларация составлена правильно, на четвертый месяц будет поступление. Но бывает, что по истечении полных четырех месяцев деньги не переводят.
Задержка выплаты налогового вычета
Если деньги не были получены, а срок камеральной проверки давно прошел, налогоплательщик может обратиться в налоговую службу для получения разъяснений.
Задержка выплаты означает какую-то ошибку в декларации или в предоставленных документах. Налоговая служба обязана оповещать о наличии недочетов по ходу камеральной проверки. На практике, районные налоговые инспекции могут не высылать уведомления при наличии ошибок. Налогоплательщику нужно самостоятельно контролировать ход своего дела.
При возникновении задержки сразу нужно обратиться в камеральный отдел и узнать, когда придут деньги за налоговый вычет. Возможно, к декларации были приложены не все документы. После устранения недочетов налоговый инспектор направляет распоряжение о перечислении возврата. Налогоплательщик вправе взыскать проценты за нарушение сроков возврата. Все обращения в налоговую службу подавать в письменном виде на имя начальника инспекции.
Ускорить срок камеральной проверки нельзя. Если налогоплательщик хочет получить компенсацию быстрее, от него требуется правильно заполненная декларация и полный пакет документов. Это позволит избежать задержки в ходе проверки.
Вопросы и ответы
Я сдала налоговую декларацию на вычет за платное обучение 27 декабря2016года. По истечении 3 месяца, 27марта я позвонила о том, что закончилась ли проверка. Мне сказали, что в декларации неправильно написан КБК, что надо срочно уточнить. Я позвонила частному юристу, которая оформила декларацию. И в этот же день исправили. После этого мне объяснили, что была уточненка и ждать выплаты еще через 3 месяца, т.е 27 июня закончится проверка потом месяц на перечисление. Я звонила каждую неделю, сказали что,та которая начала проверку ушла отпуск, в мае еще другой работник обещал выдача после майских праздников и потом тоже на отпуск. 11мая позвонила еще раз, тогда сказали начнут проверку. Сегодня позвонила, сказали,что проверка прошла, отправили на перечисление. Там говорили,что на ваш счет поступит через 2недели, значит в конце мая. Уже 5месяцев жду. Смогу ли я требовать проценты за несвоевременный возврат налога. К тому же платно оформила деларацию юрист, 700 рублей за 1 год, а у меня получается за 1сессию 800 рублей. Если неправильно оформлена декларация,имели ли они право задерживать вычет,я сама предоставила правильно все документы?
Тамара, вы можете ждать еще 200 лет. И, если ошибка была в КБК, то никакую уточненку подавать было не нужно. Ошибка в КБК не является основанием для отказа в возврате или задержки в возврате налога.
Налог обязаны вернуть не позднее 1 месяца с момента получения заявления на возврат. Ни о каких 3-х месяцах в Налоговом кодексе речь не идет. Это домыслы налоговиков. После окончания одного месяца они обязаны платить проценты за несвоевременный возврат. Очень подробно о сроках возврата налога смотрите по ссылке.
И еще. Не надо никуда звонить. Вы можете доказать, что вы вообще звонили? С кем именно вы говорили вы знаете (ФИО, звание, должность)? Вы уверены, что вас правильно поняли? Нет, нет и нет.
Поэтому все общение должно вестись исключительно в письменной форме. Пишите жалобу им через наш сервис «Пожаловаться на налоговую» и жалобу на них в налоговое Управление вашего региона.
Нюансы выплаты налогового вычета и сроки после подачи заявления
Подача заявления в налоговые органы — очень ответственное занятие. Большинство граждан интересует вопрос, каков срок выплаты налогового вычета после подачи заявления, ведь каждый без исключения хочет получить свои средства обратно. Давайте разберемся в этом вопросе поподробнее.
От чего зависит срок выплаты?
Налоговым кодексом России предусмотрено два способа получения вычета: через налоговую службу и через работодателей. От выбранного места (способа) зависит и срок. Рассмотрим оба варианта получения возмещения.
Сроки получения возврата на рабочем месте
Период получения свидетельства от налоговой службы для возврата денег через работодателей – около тридцати календарных дней (иногда раньше, но никак не позже — прямое нарушение законов). Справку 2-НДФЛ можно подать в тот год, в котором куплена недвижимость. Налоговая служба даст ответ примерно через месяц после проверки всей документации.
Также нужно помнить, что на работе пишется заявление на предоставление имущественного возврата, после чего НДФЛ с заработной платы удерживать не будут. На основании заявления вернут также налог, удержанный с начала года согласно статье двести двадцать НК РФ.
Сроки получения возмещения в налоговой инспекции
Период получения извещения от налоговой службы для возврата денег через ИФНС – 120 календарных дней, то есть 4 месяца. Скорость процесса возврата будет зависеть лишь от корректности поданной документации.
Исходя из пункта семь статьи двести двадцать НК РФ, проверяются документы около трех месяцев – это называется камеральной проверкой. Если никаких претензий по документам не будет, деньги поступят в течение месяца.
Нужно помнить, что налоговая служба лишь проверяет документацию и определяет сумму возврата, а перечислять деньги будет казначейство (банк или другая государственная структура), которому также необходимо время. Следовательно, на вопрос, в течение какого времени возвращают вычет, можно ответить: в период, не превышающий 4 месяца.
Период получения средств через онлайн-сервис
Если заявление было подано на сайте налоговой службы, то согласно пункта шесть статьи 78 НК РФ срок проверки документов также составляет около 30 календарных дней, но это без учета камеральной проверки. То есть до момента получения выплаты может пройти и до 4 месяцев. А свидетельство о праве на имущественный вычет должно быть предоставлено претенденту в срок не более одного месяца.
Сроки возмещения со стороны ФНС нарушены
Если документы и заявление было подано, но возврат НДФЛ так и не поступил в указанный срок, то исходя из пункта десять статьи семьдесят восемь Налогового кодекса РФ человек имеет право на компенсацию, которая зависит от ставки рефинансирования за каждые просроченные сутки. Период проверки документации, соответственно, будет существенно увеличен.
Наиболее распространенные ошибки, приводящие к увеличению сроков проверки
Многие даже не пытаются учиться на ошибках, совершенных в прошлом, но мы попробуем это сделать. Ведь многие стандартные ошибки при подаче документов зачастую налоговики видят каждый день, а сроки возврата НДФЛ после сдачи декларации постоянно увеличиваются из-за мелких недочетов .
Для начала приведем примеры наиболее часто встречающихся ошибок:
Это нужно знать! Получение вычета при покупке жилья у близкого родственника не положено!
- В-пятых, жилье было оформлено на вас, однако деньги перечислил другой человек. В таком случае возврат денежных средств также не положен (пункт 5 статьи 220 НК РФ). Данное положение, однако, не распространяется в случае перечисления денежных средств между супругами, которые состоят в зарегистрированном браке. Также данная часть документа не распространяется на ипотечные займы с целевым предназначением.
Более подробно о способах возврата средств быстрее положенного можно узнать из видеозаписи:
Как быстрее всего получить возврат?
Теперь разберем аспекты, которые помогут получить имущественный вычет быстрее:
[2]
- Во-первых, обязательно нужно проверять правильность оформления документации. Причем лучше сделать это несколько раз.
- Во-вторых, подать справку 3-НДФЛ лучше всего в начале года. Это связано с тем, что на проверку документов у налоговой инспекции уходит около 90 дней, после чего утверждается сумма.
- В-третьих, не стоит ожидать уведомлений из налоговой инспекции по почте. Для контроля над ситуацией лучше всего посетить налоговую инспекцию для написания заявления на зачисление средств от суммы налога, на счет в банке или банковскую карту. Это сэкономит время.
После того как пройдет один месяц после подачи документов и окончания камеральной проверки, деньги будут перечислены в банк.
Для ускорения процесса можно завести личный кабинет на сайте налоговой службы и постоянно отслеживать движение ваших документов. Документы, которые были поданы в электронном виде, обрабатываются гораздо быстрее, и ждать возврата денег можно раньше.
Логин и пароль можно получить, обратившись в инспекцию по налогам. При себе нужно иметь паспорт и ИНН. Пароль является бессрочным.
Таким образом, срок выплаты налогового вычета после подачи заявления может быть разным. Но если все бумажные аспекты были заполнены и предоставлены по форме, ожидать возмещение нужно не более 4 месяцев.
Срок возврата налогового вычета после подачи декларации 3-НДФЛ
Граждане РФ вправе вернуть средства, который потратили на уплату налогов, лечение, обучение или строительство жилой недвижимости. Чтобы частично возместить расходы, нужно заполнить соответствующие разделы в бланке 3-НДФЛ. Информация о том каковы сроки возврата налогового вычета после сдачи декларации представлена в этой статье.
Срок рассмотрения декларации 3-НДФЛ
Налоговый вычет — это сумма, убавляющая сумму прибыли, с которой исчисляется сбор. Возмещение части денег, затраченных на уплату сборов, взносов или на личные нужды, вправе вернуть только те граждане, которые получают прибыль, облагаемую 13%-ой ставкой сбора на доход физлиц.
После заполнения бумаг на возмещение денег, гражданин должен написать заявку с просьбой вычета той или иной суммы. Далее пакет направляется на рассмотрение налоговикам.
- Срок возврата НДФЛ по декларации 3 НДФЛ составляет до 4 месяцев согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ ФЗ № 117 от 05.08.2000 (ред. 25.12.2018). На практике суммы возвращают раньше, если бланки заполнены верно.
- Согласно ст. 176 НК РФ, срок рассмотрения 3 НДФЛ на возврат налога зависит от длительности проведения камеральной проверки, которая продолжается максимум до трех месяцев для граждан РФ и до полугода для иностранцев-налогоплательщиков (п. 2 ст. 88 НК РФ). Проверка заключается в подтверждении правильности финансовых подсчетов, а также достоверности информации, которую плательщик указал в бланке.
- На практике мониторинг бумаг заканчивается через месяц, если в документации не было ошибок. Но если налоговиков что-то смутило, то проверку вправе продлить, а это значит, что и рассмотрение задержится и средства либо поступят позже, либо ФНС откажет в вычете.
Документы, необходимые для возврата налогового вычета
Чтобы вернуть часть средств, помимо бланка НДФЛ, нужно предоставить пакет документов:
- заполненная 3-НДФЛ;
- заявление на налоговый вычет;
- паспорт;
- документацию, соответствующую типу вычета;
- справку 2-НДФЛ.
Заявка заполняется в свободной форме, но для двух типов социального вычета предложены бланки, унифицированные Письмом ФНС России № БС-4-11/500 от 1.01.2017.
Также ФНС разрешает предоставить копии указанных бумаг. Для каждого типа возмещения средств требуется определенный список документов. Например, чеки, контракты и т.д. Срок возврата налогового вычета после подачи декларации одинаков для любого вида возмещения.
Сроки перечисления денег на расчетный счет
- Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ ФЗ № 146 от 31.07.1998 (ред. 27.12.2018), непосредственный вердикт о возмещении части средств выносится в течение 10 дней после камеральной проверки и подписания соответствующих бумаг. Положительное решение предоставляется на унифицированном бланке КНД 1165166.
- А срок выплаты налогового вычета после подачи декларации, согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, составляет один месяц. Но только после камеральной проверки с положительным вердиктом.
- О положительном или отрицательном решении сотрудники ФНС обязаны предупредить гражданина в течение пяти дней со дня вынесения вердикта (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Если у гражданина есть штрафы или недоимки по другим сборам, то эта сумма либо уходит в зачет, либо физлицу нужно сначала погасить долги. И на возмещение средств придется снова писать заявку и заполнять корректировочный формуляр 3-НДФЛ.
Согласно п. 6.1 ст. 78 НК РФ, налоговики вправе отказать в социальном вычете, если местное отделение ПФ РФ уведомило ФНС о том, что плательщик сбора учет эти средства на индивидуальном пенсионном счете в системе ОПС.
Также в п. 7 ст. 78 НК РФ разрешено подать заявку на возврат денег спустя три года после уплаты тех средств, часть которых желает вернуть гражданин.
Задержка выплаты налогового вычета
После вынесения вердикта о том, что гражданин получит запрашиваемые средства, налоговики направляют поручение с соответствующим содержанием в Федеральное казначейство, откуда и поступят средства в течение пяти дней после получения поручения (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).
Если физическим лицом выполнены все условия, от налоговой не пришло уведомление о решении либо об ошибках, а срок поступления средств закончился, то есть прошло более 4 месяцев, то нужно действовать на законодательном уровне. Три вариант действий при нарушении сроков выплаты:
- Позвонить в местную ФНС, куда направлялся пакет документации. Звонить нужно в отдел урегулирования задолженностей. Сотруднику нужно сообщить о том, что платеж просрочен.
- Написать заявление в ИФНС. Если после звонка средства в течение семи дней не пришли, стоит написать заявку следующего вида.
Если сотрудники инспекции не уведомили о решении, то это обязательно указывают в заявке. Физлицо вправе направить требование через личный кабинет на сайте ФНС, отправить почтой РФ либо самостоятельно. Практика показывает, что личное посещение лучше воздействует. Важно: при личном обращении нужно обязательно поставить пометку из канцелярии на заявке.
- Написать жалобу на инспекцию. Жалобу пишут в свободной форме и подают: через сайт, по почте РФ или лично.
За нарушение сроков перечисления суммы ФНС несет ответственность. Так, согласно п. 10 ст. 176 НК РФ, при задержке уплаты возмещенных денег начисляются проценты по тарифу рефинансирования от Центробанка. После манипуляций ИФНС подсчитывает штраф и направляет соответствующее поручение в Федеральное казначейство.
Затем средства поступят и налоговики перечислят деньги, затребованные к возврату, суммируемые с исчисленными пенями.
Штраф для ИФНС подсчитывается по формуле, регулируемой п. 10 ст. 78 НК РФ, то есть исходя из тарифы рефинансирования на день выплаты.
- Пв — размер процентов, которые налоговики перечислят из-за задержки выплаты;
- Рв — сумма, затребованная к возмещению;
- Рст — тариф рефинансирования на момент выплаты по документации;
- Гк — количество дней в календарном году;
- Дп — срок переплаты в календарных днях.
Сотрудники ФНС самостоятельно подсчитают штрафной платеж, но для перестраховки можно подсчитать размер дома.
[3]
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Задержка выплат налогового вычета — неприятная и невыгодная ситуация для налоговиков. Поэтому это случается редко. Если после всех манипуляций на счет поступила только сумма, затребованная к возврату, то нужно напомнить и о процентах, так как сотрудникам инспекции невыгодно доначислять деньги гражданам.