Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А

Содержание

Сколько раз теркин был ранен во время великой отечественной войны. Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А Обновление часовых поясов.

«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Здесь даны основные сведения о поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») написана Александром Трофимовичем Твардовским в 1942–45 годах . В 1942 году вышло первое издание ещё незаконченного произведения.

Посвящена поэма вымышленному герою — солдату Василию Тёркину. Время действия — Великая Отечественная война.

Произведение состоит из тридцати глав. Четыре из них носят одинаковое название — «От автора» и содержат рассуждения о войне, нелёгкой доле солдат.

Главный герой поэмы

  • Василий Тёркин — солдат, находчивый и мужественный в бою. Весельчак, балагур и гармонист. Никогда не сдаётся, поборол даже смерть. Оптимист, поддерживает шуткой товарищей. Считает себя ответственным «за Россию, за народ и за всё на свете».

Другие персонажи

  • Дед — старый солдат, участник Первой мировой войны. Он с женой остался в оккупации, но следил за военной обстановкой и верил в победу.
  • Баба — в войну стала уважать мужа за его знание военных дел, жалела бойцов.
  • Генерал — старый воин, переживший много сражений.
  • Иван Тёркин — однофамилец Василия, боец того же стрелкового полка, но другой роты. Рыжий парень, тоже остроумный и тоже хороший гармонист. Бронебойщик, награждён двумя орденами за подбитые машины.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В роте появился солдат — Василий Тёркин. Сослуживцы поняли, что это бывалый боец, не дающий унывать товарищам. Оказалось, что он был ранен и три раза выходил из окружения.

На переправе солдат обстреляли, переправиться удалось только первому взводу. Боец этого взвода, Василий Тёркин, переплыл реку, хотя вода была очень холодная. Он сообщил, что командир просит артиллерию поддержать огнём, и его взвод обеспечит переправу.

Однажды Василий был ранен и сутки лежал в погребе, пока его не спасли танкисты. Подлечившись, боец стал догонять свой полк. По дороге, остановившись в деревне, он помогает, чем может старику и старушке.

Вернувшись в часть, Тёркин подстрелил из винтовки вражеский самолёт и за это получил орден. Во время наступления Василий был тяжело ранен, но не сдался смерти.

Вернувшись после госпиталя в полк, он с удивлением узнал, что здесь есть ещё один Тёркин — Иван. Бойцы спорили, про кого из них написана книга. Старшина примирил спорщиков, в шутку сказав, что каждой роте по уставу положен свой Тёркин.

Красная армия шла на запад. Когда была освобождена родная Смоленщина, Василий от счастья заплакал. Боец со своим полком дошёл до Берлина.

В конце поэмы автор говорит, что писал о Тёркине, чтобы бойцы, читая, легче переносили военные тяготы. Посвятил он это произведение памяти павших советских воинов.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

От автора

В этом прологе автор рассуждает о том, что без шутки трудно прожить на войне, а ещё труднее — без правды, как бы она не была горька. На фронте ценны такие люди, как Василий Тёркин, который может поднять настроение:

«Делу время, час забаве,

Дорог Тёркин на войне».

На привале

В роте появился новый боец. На привале он с аппетитом ест и просит немного добавки. Переговариваясь с поваром, остроумно ему отвечает. Бойцы переглянулись и признали его за своего.

Когда весь полк спал, в первом взводе «на войне насчёт войны вёл беседу Тёркин». Он уже бывалый боец и объясняет новобранцам, что такое сабантуй. Малым сабантуем прозвали первую бомбёжку для солдата. Средний сабантуй — это миномётный обстрел. Главный же сабантуй — танковая вражеская атака. Рассказывает Тёркин интересно, «весело и складно». Солдаты рады, что он попал в их роту. Далее автор рассказывает, кто же такой Василий Тёркин и говорит, что такой парень, не дающий унывать своим товарищам, всегда есть в каждом взводе.

Тёркин воевал на Карельском фронте, а когда началась война с Гитлером, снова встал в строй:

«В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне».

Он бывалый боец. После того, как зажила рана, полученная в бою, снова воюет. Трижды был окружён, но сумел выйти из окружения. Заканчивается глава словами:

«Это присказка покуда,

Сказка будет впереди».

Перед боем

Рассказывает Тёркин бойцам, как он с товарищами пробирался в начале войны к фронту с немецкой стороны. Горько им было отступать на восток. Тёркин шёл в группе из десяти человек и старался, чтобы солдаты не унывали, чтобы верили, что вернутся назад и освободят завоёванные фашистами земли. Он считался в этой группе за политрука. Командир группы как-то сказал ему, что по пути его деревня, и спросил: «Как ты мыслишь, политрук?» Василий ответил: «Зайдём…» Командир привёл солдат к себе домой, когда стемнело. К дому пробирались осторожно. Дети спали, жена стала быстро готовить ужин.

Уложила на покой,

Да с такой заботой милой,

С доброй ласкою такой».

Тёркину не спалось, и он решил «в карауле на крылечке» прикорнуть. Из избы вышел хозяин и до рассвета рубил дрова своей жене, не зная, чем ещё ей помочь. На рассвете проснулись дети, увидели отца, чужих бойцов и заплакали. Пока совсем не рассвело, бойцы вместе с командиром покинули деревню. И с тех пор этот детский плач зовёт Тёркина с той немецкой стороны.

Переправа

Взводы переправлялись на понтонах на другой берег реки. Но их обстреляли, многие погибли, «переправа сорвалась». Но первый взвод успел переправиться. Оставшиеся на этом берегу переживают за него, не знают, живы ли там бойцы.

Вдруг дозор увидел пловца — это был Тёркин. Он плыл в холодной воде, а когда вышел на берег, не мог говорить от холода. Когда его в штабной избушке обсушили, растёрли, он доложил, что «взвод на правом берегу жив-здоров назло врагу!» и что лейтенант просит поддержать их огнём, и они обеспечат переправу.

О войне

Тёркин рассуждает, что нынче советские солдаты в ответе «за Россию, за народ и за всё на свете».

Тёркин ранен

Тёркину приказали наладить связь, и он идёт с катушкой провода вслед за ротой. Рядом с ним упал снаряд, но не разорвался. Василий увидел погреб и, решив, что оттуда бьёт пушка, бросил в дверь гранату и зашёл. Там никого не было. Но через некоторое время в ровик спустился немецкий солдат, а затем офицер. Тёркин убил их, но офицер успел ранить его в плечо.

Затем вблизи стали рваться тяжёлые снаряды — это обстреливала вражеские позиции наша артиллерия. Целые сутки боец, весь в крови, лежал в погребушке, пока не началась наша танковая атака. Танкисты одного из танков увидели развороченный накат погреба и решили проверить, нет ли там фашистов.

«— Хлопцы, занята квартира —

Слышат вдруг из глубины».

Танкисты увидели раненого Тёркина. Он потерял сознание.

«В самый срок его танкисты

О награде

Тёркин, рассуждая о наградах, говорит, что не мечтает об ордене, а «согласен на медаль». И то не сейчас, а когда закончится война. Тогда бы он приехал в родное село, явился на вечёрку, с достоинством бы отвечал на вопросы о боях.

Так мечтал боец, но пока его родной смоленский край был ещё не освобождён от фашистов.

Гармонь

Подлечившись в госпитале, Тёркин шёл по прифронтовой дороге — догонял свой полк. Шофёр грузовика предложил его подвести, но когда впереди показалась колонна, пришлось остановить машину. Все машины и танки долго стояли.

У одного танка танкисты разминаются на морозе, «греют ноги про запас». Василий сказал, что жаль, гармони нет. Один из танкистов ответил, что гармонь есть — она была их командира, которого убили во вчерашнем бою. Тёркин понял, что играть на ней сейчас нельзя, но танкист всё же разрешил.

На звук гармони, как на огонь, собирался народ, выходя из заиндевелых машин. Чтобы обогреться, многие кинулись в пляс.

А два танкиста спросили Тёркина, не его ли они доставили в медсанбат. Он ответил, что «очень даже может быть». Тогда танкисты сказали, чтобы он забрал гармонь себе веселить свою пехоту.

Два солдата

По дороге на фронт, Тёркин остановился в деревенской избе. Он помог наточить пилу старому хозяину избы, и старик с гордостью сказал: «Вот что значит мы, солдаты!» Старуха попросила Тёркина отремонтировать часы, потому что дед стал слаб глазами. Когда часы пошли, старик даже прослезился и снова сказал: «Вот что значит мы, солдаты!» Тёркин предложил помочь и сало пожарить. Старуха пожарила не только сало, но и яичницу. За столом два солдата — старый и молодой — вели солдатский разговор. Дед хвалил сапоги, считая, что валенки солдатам не годятся, так как их негде сушить.

Дед спросил: «Побьём мы немца или, может, не побьём?» И Тёркин, прощаясь с хозяевами, сказал: «Побьём, отец…»

О потере

Боец потерял кисет и горюет, что без кисета вкус у махорки не тот. Тёркин ему рассказал, как потерял шапку, когда был ранен. Он без шапки не хотел ехать в госпиталь. Тогда молодая медсестра надела на него свою ушанку. Тёркин бережёт эту шапку, надеясь встретить медсестру и отдать ей.

Боец снова стал искать кисет, и Василий отдал ему свой, сказав, что всё можно потерять, но терять Россию никак нельзя.

Поединок

У покинутой деревушки Тёркин, посланный в разведку, боролся врукопашную с немцем, одолел его и привёл языка в часть.

От автора

Автор рассуждает, что хоть и трудно читать подряд только о войне, он будет всё же рассказывать только о ней, пока обширный край родной земли в плену.

«Кто стрелял?»

Вражеский самолёт прилетел бомбить наши позиции, командир скомандовал бойцам: «Ложись!» Один из них встал и стал стрелять в самолёт из винтовки и подбил его. «— Кто стрелял? — звонят из штаба». Когда разыскали стрелявшего бойца, это оказался Тёркин. Так он стал героем и получил орден.

О герое

Тёркин вспоминает, как в госпитале спросил молодого героя с орденом, не из смоленских ли он краёв. Тот с гордостью ответил, что он из-под Тамбова и замолчал, наверно, намекая, что в смоленской стороне таких героев, как он, нет. Тёркин, получив орден, доказывает, что и смоленские умеют воевать.

Генерал

Когда взвод был в обороне, Тёркина вызвали к генералу. Тот разрешил ехать на неделю с орденом домой, но Василий сказал, что его родной край в оккупации. Генерал попросил показать на карте, где его деревня, и сказал, чтобы Тёркин потерпел, дал отсрочку, что им по пути, а отпуск бойцу генерал отложил до того времени, когда освободят его деревню.

О себе

Автор вспоминает свой родимый край, который сейчас тоже в плену. Его семья оказалась в оккупации, и он мечтает прийти в родную сторону с победой.

Бой в болоте

В лесном болоте шёл бой за маленький населённый пункт Борки, который был разрушен. Противник залёг в торфяные траншеи и стрелял из миномётов. Наша пехота вымокла в болоте, а сверху ещё сыпал редкий дождь. Тёркин сказал, что бывает в сто раз хуже — когда, например, в одиночку надо выйти из окружения. Бой за Борки продолжался много дней, и автор говорит, что герои не только те, кто воевали за большие города, но и те, кто занимали маленькие деревушки.

О любви

Автор говорит, что любовь жены «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Письма от жён дают бойцам силу преодолевать невзгоды. Но у Тёркина нет ни жены, ни невесты, и автор призывает девушек обратить на него внимание.

Отдых Тёркина

Василия отправили в солдатский дом отдыха, который был в простой хате. Лёжа в тепле, на чистой постели, не мог он уснуть до тех пор, пока, по совету соседа, не надел шапку. Поначалу нервы солдат, попавших в дом отдыха, не дают спать без шапки, которую на фронте бойцы носят, не снимая.

Выспавшись, Тёркин не стал дальше отдыхать, а уехал в свою часть, так как война не закончена и время нельзя терять.

В наступлении

Взвод долго был в обороне, но вот получен приказ о наступлении. Молодой командир взвода при атаке был убит, и Тёркин скомандовал: «Взвод! За Родину! Вперёд. » Село освободили, но Василий был тяжело ранен.

Смерть и воин

Когда раненый Тёркин лежал на снегу, склонилась над ним Смерть и позвала с собой. Уговаривала не беречь жизнь, говорила, что «ночь не хуже дня», но боец не сдался ей. Его нашли солдаты из похоронной команды и увидели, что он живой. Понесли в медсанбат, и Смерть пошла вслед, надеясь, что его растрясут на самодельных носилках. Но солдаты несли раненого бережно. Один из них отдал ему свои рукавицы. Смерть с досадой поняла, что придётся дать бойцу отсрочку.

Тёркин пишет

В письме боевым товарищам Василий пишет, что выжил, почти вылечился и хочет попасть в родную часть.

Тёркин — Тёркин

На постое в хате отдыхают солдаты. Среди них — Тёркин. Он вернулся в свой полк, но сейчас здесь все незнакомые бойцы.

Вдруг он слышит: «Где-то наш Василий Тёркин?» и вслед за тем чей-то голос: «Это кто там про меня?» Оказалось, что рыжий боец тоже Тёркин, и утверждает, что книжка про него. Хотя он не Василий, а Иван, но говорит, что «рифмы ради можно сделать хоть Фому». И орден у него, и на гармони хорошо играет — бойцы не поймут, кто же настоящий Тёркин. Тут старшина сказал, что

«По уставу каждой роте

Будет придан Тёркин свой».

От автора

Во время войны все солдаты узнали о Тёркине, так как о нём печатались стихи в газетах. Сейчас они говорят, что жаль — давно о нём не слышно, наверно, погиб. Автор сообщает, что Тёркин жив и будет сражаться до победы.

Дед и баба

Деревня, где жили дед и баба, которым Тёркин починил часы, оказалась в оккупации. Ночью во время обстрела они сидели в яме. Когда всё стихло, услышали шаги и подумали, что это немцы. Дед взял топор, заслонил старуху и решил встретить гибель в бою. Но тут послышалась русская речь, и дед уронил топор. Бойцы сказали, что они в разведке, поэтому торопятся. Одного из них дед узнал — это «мастер –ухарь», что помог ему наточить пилу и отремонтировал часы. Он уже не рядовой, а офицер. Старуха предложила ему поесть сала. Василий хоть спешил, но отведал угощение, отсыпал деду табаку. Уходя, спросил, идут ли часы. Баба заплакала — немцы забрали часы. Тёркин пообещал ей привезти двое новых из Берлина.

На Днепре

Красная армия наступала на врага, и Тёркин мечтал освободить родную Смоленщину. Но дивизия шла вперёд в стороне от тех мест, и его родное село освободила другая дивизия.

«Наступил днепровский бой…» Пехота, не дожидаясь, когда организуют переправу и возведут мосты, плыла на другой берег на связанных досках, брёвнах и на воротах. В составе этого десанта, закрепившегося на другом берегу Днепра, был и Василий Тёркин.

Про солдата-сироту

Тёркин рассказывает бойцам о своём земляке — солдате со Смоленщины. Когда наступали под Смоленском и выпал отдых, этот солдат получил разрешение навестить свою семью. В деревне узнал, что семья погибла и сейчас он сирота. Постоял солдат у могилки и пошёл снова в свой батальон. Бездомный и безродный, плакал он, когда ел, — ведь нужно было поесть и отдохнуть перед далёкой дорогой. Когда в светлый день победы, вспомнят погибших, вспомнят и о солдатах, потерявших семьи и оставшихся сиротами.

По дороге на Берлин

Двигаясь к Берлину, советские солдаты видели, как навстречу им вдоль шоссе идёт народ: это возвращались домой жители европейских стран, которые уходили из своих домов во время боевых действий или были в плену. Многие благодарили солдат-освободителей, говоря по-русски «спасибо».

Вдруг встретилась солдатам на чужбине русская старая женщина, которая тоже шла на Родину. Спросили, далеко ли до двора ей идти, она ответила: «Двора-то нету, я сама из-за Днепра…» Бойцы дали ей лошадь, чтобы она не шла пешком, да ещё в придачу корову и овцу.

В бане

Находясь в Германии, бойцы умели устраивать бани и от души парились в них. Тёркин тоже умел знатно париться.

От автора

За годы войны автор подружился со своим вымышленным героем — Василием Тёркиным. Рассказывая о нём, он хотел, чтобы солдатам, читающим об этом бойце, было легче переносить тяготы войны.

Поэму автор посвятил памяти павших воинов, «всем друзьям поры военной».

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главной темой является Великая Отечественная война. Другие темы произведения:

  • военная дорога — по ней бойцы идут к победе над врагом, к мирной жизни страны;
  • солдатский подвиг;
  • нравственная сила русских людей.

Идея поэмы — бой за свободу Родины и «ради жизни на земле» — это праведный бой.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Народный подвиг в поэме твардовского василий теркин. Анализ главы «Смерть и воин»

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».
Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

О ком рассказал автор

Читатели часто спрашивали: кто был прототипом интересного героя, описанного поэтом. Всем хотелось узнать этого человека, который стал настоящим кумиром, взглянуть на него, познакомиться.

Читая поэму, очень легко представить себе этого бойца, он предстаёт перед глазами как живой. Даже несмотря на то, что Твардовский не охарактеризовал его подробно. Сказано лишь, что Василий Тёркин:

  • особенной красотой не отличался;
  • имел средний рост;
  • был самым обычным парнем.

Примечательных внешних данных он не имел. Также не говорится о каких-то особых талантах молодого бойца. Василий не был выдающейся личностью. Но его весёлый нрав вызывал искреннее восхищение. Простота, мужество, задор и жизнелюбие этого солдата делали его всеобщим любимцем, поэтому читатели интересовались, кто же он: боец по имени Василий Тёркин. Сочинение Твардовского представлялось многим не просто вымыслом, а рассказом о реальном человеке.

Но на самом деле этот образ является обобщённым, собирательным. Твардовский представил в своём произведении воина, которого наделил чертами, характерными для многих простых людей, с оружием в руках отстаивавших независимость родной земли. В герое своей поэмы он изобразил настоящего бойца, обычного деревенского парня, выросшего в крестьянской семье.

Сам Твардовский хорошо знал простых солдат, и Тёркин получился у него таким понятным и близким советскому человеку. «…Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» — сказано в поэме. Многие солдаты узнавали в нём себя и товарищей.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко. А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная. Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

Подвиги Тёркина

За время службы герою приходилось быть не только обычным бойцом, но и связистом, разведчиком, даже командиром. Смелость и отвага простого пехотинца, показанные в образе главного героя поэмы, олицетворяют героизм советских воинов, сражавшихся с захватчиками. Их искренняя вера в торжество армии помогала им выстоять и вынести все тяготы.

Василий Тёркин, шутник и весельчак, не раз совершал героические поступки. И оказывался на волосок от гибели, но бесстрашно шёл до конца, без всяких рассуждений. Он вовсе не стремился:

  • к славе;
  • к наградам;
  • к какой-либо личной выгоде.

И в этом вся суть настоящего бойца-патриота, Его действия были продиктованы стремлением помочь товарищам. В главе «Переправа» рассказано, как он переплыл ледяную реку, чтобы сообщить своим о судьбе взвода. Рискуя при этом не только замёрзнуть, но и попасть под пули. После такого купания в воде, которая «даже рыбам холодна», едва согревшись, вернулся обратно, зная, что его ждут. Так он сумел спасти взвод.

Замечательно описал Твардовский рукопашный бой Тёркина с немцем. Ослабевший, измученный Василий, казалось, не имел никаких шансов справиться с сытым, самодовольным бойцом, который был «ладно скроен, крепко сшит». Однако исход этой борьбы показал, что сила духа способна помочь одержать победу даже над значительно превосходящим противником. И Василию это удалось: он привёл к своим «языка». Этот поединок, так красочно и с юмором описанный — один из самых ярких моментов поэмы.

Глава «В наступлении» повествует, как после гибели командира Тёркин без колебаний сам повёл своих товарищей в атаку. Под его началом они уверенно и слаженно бились с врагом. Он собственным примером вдохновил их на бой.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» — сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Василий Теркин: 4. Переправа. Александр Твардовский.

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава, Кому темная вода,- Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свой ребята Сразу — будто не они,

Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад.

Поглядеть — и впрямь — ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ.

Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи — отцы.

Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат.

Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз?

Налегли, гребут, потея, Управляются с шестом. А вода ревет правее — Под подорванным мостом.

Вот уже на середине Их относит и кружит… А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли…

А уж первый взвод, наверно, Достает шестом земли.

Позади шумит протока, И кругом — чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь.

И чернеет там зубчатый, За холодною чертой, Неподступный, непочатый Лес над черною водой.

Переправа, переправа! Берег правый, как стена…

Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.

Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.

И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд. Густо было там народу — Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…

Под огнем неразбериха — Где свои, где кто, где связь?

Только вскоре стало тихо,- Переправа сорвалась.

И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой, Кто там парень расчудесный, А наверно, был такой.

Переправа, переправа… Темень, холод. Ночь как год.

Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод.

И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.

Не видать конца ночлегу. За ночь грудою взялась Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь.

И усталая с похода, Что б там ни было,- жива, Дремлет, скорчившись, пехота, Сунув руки в рукава.

Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мерзлой хвоей и махрой.

Чутко дышит берег этот Вместе с теми, что на том Под обрывом ждут рассвета, Греют землю животом,- Ждут рассвета, ждут подмоги, Духом падать не хотят.

Ночь проходит, нет дороги Ни вперед и ни назад…

А быть может, там с полночи Порошит снежок им в очи, И уже давно Он не тает в их глазницах И пыльцой лежит на лицах — Мертвым все равно.

Стужи, холода не слышат, Смерть за смертью не страшна, Хоть еще паек им пишет Первой роты старшина.

Старшина паек им пишет, А по почте полевой Не быстрей идут, не тише Письма старые домой,

Что еще ребята сами На привале при огне Где-нибудь в лесу писали Друг у друга на спине…

Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы.

И тверда, как камень, груда, Где застыли их следы…

Может — так, а может — чудо? Хоть бы знак какой оттуда, И беда б за полбеды.

Долги ночи, жестки зори В ноябре — к зиме седой.

Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой.

То ли снится, то ли мнится, Показалось что невесть, То ли иней на ресницах, То ли вправду что-то есть?

Видят — маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке?

— Нет, не чурка и не бочка — Просто глазу маята. — Не пловец ли одиночка? — Шутишь, брат. Вода не та! Да, вода… Помыслить страшно. Даже рыбам холодна. — Не из наших ли вчерашних Поднялся какой со дна.

Оба разом присмирели. И сказал один боец: — Нет, он выплыл бы в шинели, С полной выкладкой, мертвец.

Оба здорово продрогли, Как бы ни было,- впервой.

Подошел сержант с биноклем. Присмотрелся: нет, живой. — Нет, живой. Без гимнастерки. — А не фриц? Не к нам ли в тыл? — Нет. А может, это Теркин?- Кто-то робко пошутил.

— Стой, ребята, не соваться, Толку нет спускать понтон. — Разрешите попытаться? — Что пытаться! — Братцы,- он!

И, у заберегов корку Ледяную обломав, Он как он, Василий Теркин, Встал живой,- добрался вплавь.

Гладкий, голый, как из бани, Встал, шатаясь тяжело. Ни зубами, ни губами Не работает — свело.

Подхватили, обвязали, Дали валенки с ноги. Пригрозили, приказали — Можешь, нет ли, а беги.

Под горой, в штабной избушке, Парня тотчас на кровать Положили для просушки, Стали спиртом растирать.

Растирали, растирали… Вдруг он молвит, как во сне: — Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не все на кожу тратить?

Дали стопку — начал жить, Приподнялся на кровати: — Разрешите доложить. Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…

Доложил по форме, словно Тотчас плыть ему назад.

— Молодец! — сказал полковник.- Молодец! Спасибо, брат.

И с улыбкою неробкой Говорит тогда боец: — А еще нельзя ли стопку, Потому как молодец?

Посмотрел полковник строго, Покосился на бойца. — Молодец, а будет много — Сразу две. — Так два ж конца…

Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

С предложениями пишите.Контакты. Главная

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

Анализ поэмы «Василий Теркин»

Анализ бессмертного произведения Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». Узнаем факты из истории поэмы, рассматриваем основную мысль произведения, тему и жанр, главных героев (есть ли еще герои в поэме, кроме Теркина?), строфы, размер и рифмовку.

История произведения

Имя главного персонажа поэмы родилось в редколлегии ленинградской газеты «На страже Родины». Василий Теркин придумывался центральным героем небольших фельетонов. Однако спустя некоторое время, герой «вырос» из размера небольших стихов, и Твардовский задумал создать произведение, своим масштабом более подходящее персонажу — поэму.

Первые главы произведения были созданы и напечатаны в 1942 году. Автор создавал поэму на протяжении трёх лет, поэтому произведение публиковалось в газете частями. История Теркина настолько полюбилась читателям, что, когда поэма была окончена, Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения.

Замысел истории солдата Великой Отечественной войны пришёл Твардовскому в то время, когда автор сам участвовал в военных действиях — был военным корреспондентом в русско-финской войне. Настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.

Тема и жанр

Анализ стихотворения «Василий Теркин» можно начать с разбора темы поэмы. Автор сделал свой выбор в пользу жизни солдат, где есть место не только страшным событиям войны, но и юмору, и оптимизму. Примечательно, что в поэме отсутствует идеологическая подоплёка. Со стороны власти на Твардовского оказывалось немалое давление — автору следовало затронуть в повествовании тему политической партийной значимости, её вклад в победу. Но политика бы разрушила общий тон произведения, и автору удалось отстоять свою позицию и не включать «идеологические строки» в поэму.

Даже без «политических строк» поэма успешно публиковалась во всех главных изданиях, таких как «Правда», «Известия» и «Знамя». Известность стихотворного героя росла, строки декламировали по радио, зачитывали фронтовикам, даже дарили подарочные издания в качестве награды за боевые отличия.

«Василий Теркин» повествует о простых и важных военных моментах: вера в торжество справедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и когда-нибудь можно будет увидеть его и пожать ему руку. Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов. Главная мысль поэмы — верить в победу и не переставать бороться — была актуальна для настоящих воинов. Твардовскому не удалось бы выразить эту мысль так живо и правдиво, если бы автор сам не прошёл через войну.

Для полного анализа произведения «Василий Теркин» важно определить жанр. Твардовский оценивал жанр своего труда как «книга про бойца», потому что в классические каноны поэмы его работа не вписывалась. Тем не менее «Василий Теркин» — это поэма. Да, поэма особая, затрагивающая проблемы колоссальных масштабов, исключительно самобытная и бессмертная.

Настоящий патриотизм

Василий прошёл всю войну и участвовал в штурме Берлина. И до самого конца он оставался верен себе: шутил, балагурил и не сомневался в победе и торжество над врагом. Оптимизм и жизнелюбие не покидали его никогда. Благодаря таким качествам он смог достойно выстоять все испытания.

Тёркин, несмотря ни на что, остаётся простым и скромным человеком. Он не ищет наград за всё, что сделал в борьбе с врагом, ведь считает это вполне естественным. «Нет, ребята, я не гордый. Не заглядывая вдаль, я скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль!». Он вовсе не считает себя героем, достойным почётных наград. И не думает, что вполне заслужил даже не один орден.

А медаль ему нужна, чтобы после войны покрасоваться перед девчонками. Это, разумеется, также сказано в тоне шутки. Но в ней выразилось истинное отношение Тёркина. Главной и такой желанной наградой для него, как и для миллионов советских людей, была полная победа над фашистами, освобождение страны и мирная трудовая жизнь, которая представлялась ему высшим счастьем.

Этот образ стал олицетворением мужества, патриотизма и внутренней силы. Именно такие люди отстояли страну. Благородство, честь и достоинство роднят его с былинными богатырями.